Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Основы расчёта надежности мелиоративных и строительных машин - Графическое изображение опытного распределения показателя надежности

Article Index
Основы расчёта надежности мелиоративных и строительных машин
Статистический ряд информации
Абсолютные характеристики рассеивания показателей надежности
Проверка информации на выпадающие точки
Графическое изображение опытного распределения показателя надежности
коэффициент вариации
Теоретические законы распределения показателей надежности
Критерии согласия опытных и теоретических распределений показателей надежности
Укрупненный статистический ряд информации для определения критерия согласия c2
Распределение критерия Колмогорова
Дифференциальная и интегральная функции законов распределения
Закон нормального распределения показателей надежности и его практическое применение
Опытные и теоретические вероятности выхода из строя двигателей
Доверительные границы рассеивания одиночного и среднего значения показателя надежности
Пример расчета доверительных границ одиночного показателя надежности
Абсолютная и относительная предельные ошибки
All Pages

 

Графическое изображение опытного распределения показателя надежности

Составленный по данным исходной информации статистический ряд  дает полную характеристику опытного распределения показателя надежности.

По данным статистического ряда могут быть построены гистограмма полигон  и кривая накопленных опытных вероятностей , которые дают наглядное представление об опытном распределении показателя надежности и позволяют в первом приближении решать ряд инженерных задач, связанных с оценкой надежности строительных и мелиоративных машин.

Несколько практических рекомендаций по правилам построения графиков опытного распределения и пользования ими.

При выборе масштаба желательно придерживаться правила «золотого сечения»:

clip_image111,

где Y - длина наибольшей ординаты, а Х - длина абсциссы, соответствующая наибольшему значению показателя надежности.

По оси абсцисс всех графиков откладывают в масштабе значение показателя надежности t, а по оси ординат - частоту или опытную вероятность у гистограммы и полигона и накопленная опытная вероятность у кривой накопленных вероятностей (см. рис. 3, 4 и 5).

Гистограмма является дифференциальным, а кривая накопленных опытных вероятностей - интегральным статистическими (опытными) законами распределения показателей надежности.

Площадь каждого прямоугольника гистограммы или соответствующая этому же интервалу площадь полигона определяет опытную вероятность или количество машин (в долях единицы), у которых значение показателя надежности находится в границах этого интервала.

clip_image113

Рис. 4. Полигон распределения доремонтного ресурса двигателя

clip_image115

Рис. 5. Кривая накопленных опытных вероятностей

Точки полигона (см. рис. 4) образуются пересечением ординаты, равной опытной вероятности интервала, и абсциссы, равной середине этого интервала. Точки кривой накопленных опытных вероятностей (см. рис. 5) образуются пересечением ординаты, равной сумме вероятностей предыдущих интервалов, и абсциссы конца данного интервала.

Начальная и конечная точки полигона распределения приравниваются к абсциссе начала первого и конца последнего интервалов статистического ряда. Считать количественное значение ординаты за вероятность появления показателя надежности, величина которого равна абсциссе соответствующей точки, является грубой ошибкой, так как в этом случае ширина интервала равна нулю, а следовательно, и вероятность появления показателя надежности в этой точке также равна нулю.

Гистограмма и полигон, представленные на рис. 3 и 4, построены по данным испытания двигателей на доремонтный ресурс (см. табл. 1). Пользуясь этими графиками, можно определить количество двигателей, которые потребуют ремонта в заданном интервале их наработок (например от 3 до 4 тыс. мото-ч). Для этого надо определить площадь полигона или гистограммы, ограниченную заданным интервалом, которая и будет равна в процентах или долях единицы искомому количеству двигателей или числу ремонтов (площадь 3аб4 на рис. 4).

Более удобно решать задачи подобного рода с помощью интегральной кривой, показанной на рис. 5. В этом случае не требуется производить подсчет площадей - все искомые результаты определяются непосредственно по масштабу оси ординат.

Например, требуется определить количество двигателей, которые потребуют ремонта с начала эксплуатации и до их средней наработки Н=3500 мото-ч. Для этого находим ординату точки а (см. рис. 5), равную 0,26, и соответственно определим, что к наработке 3500 мото-ч 26 % (или 18 шт.) двигателей потребуют ремонта.

С помощью интегральной кривой можно рассчитывают количество двигателей, вышедших из строя в интервале наработок, например, от 2500 до 3500 мото-ч. Для этого из ординаты точки а, соответствующей Н=3500 мото-ч, надо вычесть ординату точки d, соответствующую Н=2500 мото-ч. В нашем случае 0,26-0,06=0,20 т.е. 20 % двигателей потребуют ремонта в интервале наработок от 2500 до 3600 мото-ч.