Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Основы расчёта надежности мелиоративных и строительных машин - Закон нормального распределения показателей надежности и его практическое применение

Article Index
Основы расчёта надежности мелиоративных и строительных машин
Статистический ряд информации
Абсолютные характеристики рассеивания показателей надежности
Проверка информации на выпадающие точки
Графическое изображение опытного распределения показателя надежности
коэффициент вариации
Теоретические законы распределения показателей надежности
Критерии согласия опытных и теоретических распределений показателей надежности
Укрупненный статистический ряд информации для определения критерия согласия c2
Распределение критерия Колмогорова
Дифференциальная и интегральная функции законов распределения
Закон нормального распределения показателей надежности и его практическое применение
Опытные и теоретические вероятности выхода из строя двигателей
Доверительные границы рассеивания одиночного и среднего значения показателя надежности
Пример расчета доверительных границ одиночного показателя надежности
Абсолютная и относительная предельные ошибки
All Pages

Закон нормального распределения показателей надежности и его практическое применение


Закон нормального распределения (закон Гаусса) широко используется во многих отраслях науки и техники. Применительно к показателям надежности тракторов, сельскохозяйственных машин и их элементов закон нормального распределения (ЗНР) используется в случаях:

определения характеристик рассеивания полных, доремонтных и межремонтных ресурсов машин, их агрегатов и узлов;

определения характеристик рассеивания (времени и стоимости восстановления работоспособности машины и ее элементов;

определения характеристик рассеивания наработок на один ресурсный отказ;

определения характеристик рассеивания ошибок измерения и размеров деталей в пределах допуска;

сложения нескольких одинаковых или разных законов распределения.

Приведенные случаи применения ЗНР не являются обязательными. Иногда рассеивание перечисленных показателей надежности подчинено другим законам распределения. Поэтому в каждом конкретном случае расчета необходимо производить проверку правильности выбора закона распределения.

Закон нормального распределения, как и все другие законы, характеризуется дифференциальной ¦(t) и интегральной F(t) функциями. Отличительной особенностью этих функций является симметричное рассеивание частных значений показателей надежности относительно среднего значения.

Дифференциальная функция (или плотность вероятности нормального распределения) определяется по уравнению:

clip_image161, (23)

где е - основание натурального логарифма (е=2,718); p - 3,14; clip_image018[6] - среднее значение показателя надежности; s - среднее квадратическое отклонение.

Если в уравнении (23) среднее значение показателя надежности clip_image018[7] приравнять нулю, а среднее квадратическое отклонение s - единице, то получим выражение для центрированной дифференциальной функции:

clip_image163. (24)

Центрированная функция (19) табулирована при условии нормирования показателя надежности в долях среднего квадратического отклонения s. В прил. 2 даны значения центрированной и нормированной дифференциальной функции нормального распределения ¦0(t).

Из уравнений (18) и (19) получим:

clip_image165. (25)

Следовательно:

clip_image167, (26)

где tс - среднее значение показателя надежности в заданном интервале А или значение середины интервала статистического ряда; А - величина заданного интервала значений показателя надежности или величина интервала статистического ряда.

При проведении инженерных расчетов характеристик надежности следует пользоваться уравнением (25) и табл. 1 прил. с учетом зависимости (26).

Интегральную функцию или функция распределения F(t) получают интегрированием функции плотности вероятности ¦(t)

clip_image169. (27)

Центрированная и нормированная интегральная функция (s=1,0 и clip_image018[8]=0) определяется уравнением:

clip_image171. (28)

Центрированная интегральная функция F0(t) табулирована, ее значения приведены в прил. 2.

Из уравнений (27) и (28) получим:

clip_image173. (29)

где tк - значение заданного показателя надежности или конца интервала статистического рада.

Из уравнения (28) следует, что

clip_image175. (30)

При расчете характеристик показателей надежности следует пользоваться уравнениями (29) и (30), определяя при этом значение F0(t) по прил. 2.

Покажем применение закона нормального распределения в целях выравнивания опытной информации на примере результатов испытания двигателей на доремонтный ресурс (см. табл. 1).

В результате первичной обработки информации было установлено:

средний доремонтный ресурс Тдр=4100 мото-ч;

среднее квадратическое отклонение s=910 мото-ч;

коэффициент вариации V=0,32.

С учетом величины коэффициента вариации (0,32<0,33) заменяем опытное статистическое распределение функциями закона нормального распределения с параметрами Тдр=4100 мото-ч и s=910 мото-ч.

Для того чтобы убедиться в совпадении статистического и выбранного теоретического законов распределения доремонтного ресурса двигателя, построим теоретические дифференциальную и интегральную кривые и наложим их соответственно на полигон и кривую накопленных опытных вероятностей (см. рис. 1).

Для построения дифференциальной кривой ¦(t) определим теоретическую вероятность или количество двигателей (в долях единицы), которые потребуют ремонта в каждом интервале статистического ряда (см. табл. 4).

Рассчитаем количество двигателей, вышедших из строя в интервале их наработок от 1000 до 2000 мото-ч (середина интервала tс=1500 мото-ч).

Согласно (25) и (26):

clip_image177.

Определим значение ¦0(2,86) по прил. 2 и 8-я колонка, 2-я строка снизу): ¦0(2,86)=0,007.

Окончательно получим:

¦(1000…2000)=1,10×0,007=0,01,

т.е. 1 % двигателей необходимо ремонтировать в интервале наработок от 1000 до 2000 мото-ч.

Соответственно для интервала от 2000 до 3000 мото-ч (tс=2500 мото-ч):

clip_image179,

или 9 % двигателей потребуют ремонта в этом интервале наработок.

Для интервала от 3000 до 4000 мото-ч получим:

clip_image181

и т. д.

Расчетные теоретические вероятности для сравнения с опытной вероятностью заносим в табл. 7 по каждому интервалу статистического ряда (4-я строка), а дифференциальную кривую ¦(t) наложим на полигон (рис. 1).

Для построения интегральной кривой F(t) определим значения ординат по концам интервалов статистического ряда. Так, например, для конца 1-го интервала (tк = 2000 мото-ч) согласно (24):

clip_image183.