Статистический ряд информации
Статистический ряд информации составляется для упрощения дальнейших расчетов в том случае, если повторность исходной информации N (количество испытанных машин) не меньше 20-25.
Для построения статистического ряда вся информация разбивается на n интервалов. Применительно к показателям надежности строительных машин n=6-12. Все интервалы должны быть одинаковыми и удобными по величине, прилегать друг к другу без разрывов.
Начало первого интервала определяется с таким расчетом, чтобы начальная точка информация находилась примерно на его середине.
Применительно к информации по доремонтным ресурсам двигателя (см. табл. 1) удобно выбрать величину интервала А=1000 мото-ч, а начало первого интервала tсм=1000 мото-ч. Далее будет дано более точное определение.
Задавшись величиной интервала А и протяженностью зоны рассеивания, число интервалов статистического ряда определяют по формуле:
,
где tк – наработка до капитального ремонта, мото-ч.
интервалов
Статистический ряд информации составляется обычно из четырех горизонтальных строк:
в 1-й строке указывают границы каждого интервала в единицах показателя надежности;
во 2-й строке - количество случаев (частота mi) в каждом интервале;
в 3-й строке - опытную вероятность появления показателя надежности в каждом интервале рi;
в 4-й строке - накопленную (интегральную) опытную вероятность .
Точки, попавшие на границу интервалов, относятся к предшествующему интервалу.
В табл. 2 приведен статистический ряд информации по доремонтному ресурсу опытных двигателей.
Опытная вероятность рi определяется как отношение числа случаев появления показателя надежности в каждом интервале mi к повторности информации N. Так, например, опытная вероятность в третьем интервале равна:
.
Таблица 2
Статистический ряд информации по доремонтному ресурсу опытных двигатей
Интервал тыс. мото-ч. |
1,0-2,0 |
2,0-3,0 |
3,0-4,0 |
4,0-5,0 |
5,0-6,0 |
6,0-7,0 |
7,0-8,0 |
Частота mi |
2 |
4 |
25 |
28 |
10 |
0 |
1 |
Опытная вероятность рi; |
0,03 |
0,06 |
0,36 |
0,40 |
0.14 |
0,00 |
0,01 |
|
0,03 |
0,09 |
0,45 |
0,85 |
0,99 |
0,99 |
1,00 |
Среднее значение показателя надежности
Среднее значение является важнейшей характеристикой показателя надежности. На основании средних значений производится планирование работы машины, составление заявок на запасные части, определение объемов ремонтных работ и т. д.
Точность определения среднего значения возрастает по мере увеличения повторности информации, приближаясь к своему пределу - математическому ожиданию.
При обработке опытной информации в различных областях физики и математики используются различные средние значения: среднее арифметическое, среднее взвешенное, среднее гармоническое, среднее квадратическое, среднее геометрическое и т. д. При обработке опытной информации по показателям надежности тракторов, мелиоративных и строительных машин используются главным образом средние арифметические, средние взвешенные и средние гармонические значения.
Среднее арифметическое значение показателя надежности определяется по уравнению:
, (3)
где N - повторность информации (количество испытанных машин); ti - значение i-го показателя надежности.
Уравнение (3) применяется для определения среднего значения показателя надежности в тех случаях, когда повторность исходной информации N невелика, вследствие чего ее не удается объединить в статистический ряд.
При наличии статистического ряда среднее значение показателя надежности определяется как среднее взвешенное по уравнению
, (4)
где n - количество интервалов в статическом ряду; tic - значение середины i-го интервала; рi - опытная вероятность i-го интервала или его «вес».
При определении среднего значения обратных величин от основных показателей надежности ti (износостойкость вместо скорости изнашивания детали, параметр потока отказов вместо наработки на отказ и т.д.) следует пользоваться средними гармоническими значениями , которые рассчитывают по формуле:
. (5)
Попытки определять средние значения обратных величин по формулам (3) или (4) могут привести к значительным ошибкам.
Например, определим среднюю скорость изнашивания и среднюю износостойкость , если известны результаты испытаний трех деталей: при наработке 100 мото-ч износ составил 200 мкм; при 20 мото-ч – 160 мкм; при 30 мото-ч – 300 мкм.
Средняя скорость изнашивания детали:
мкм/мото-ч.
Средняя износостойкость детали:
мото-ч/мкм.
Средняя износостойкость детали как среднее гармоническое:
мото-ч/мкм.
Средняя износостойкость как среднее арифметическое:
мото-ч/мкм.
В последнем случае метод определения среднего значения не верен и дает по сравнению с предыдущим ( мото-ч/мкм) относительную ошибку e=60 %.
В нашем расчете при определении среднего значения доремонтного ресурса двигателя следует пользоваться формулой (4) и данными статистического ряда (табл. 2)
мото-ч.