Опытные и теоретические вероятности выхода из строя двигателей
Интервал А, тыс. мото-ч |
1,0 ¸ 2,0 |
2,0 ¸ 3,0 |
3,0 ¸ 4,0 |
4,0 ¸ 5,0 |
5,0 ¸ 6,0 |
Частота mi |
2 |
4 |
25 |
28 |
10 |
Опытная вероятность рi |
0,03 |
0,06 |
0,36 |
0,41 |
0,14 |
Теоретическая вероятность f(tci) |
0,01 |
0,09 |
0,35 |
0,41 |
0,14 |
Накопленная опытная вероятность |
0,03 |
0,09 |
0,45 |
0,86 |
1,00 |
Интегральная теоретическая вероятность F(tki) |
0,01 |
0,11 |
0,46 |
0,85 |
1,00 |
Так как функция F0 в данном случае отрицательна, используем уравнение (30):
.
По прил. 2 определим:
(2-я колонка, 6-я строка снизу).
Окончательно:
или 1 % двигателей потребует ремонта в интервале наработок от 0 (начало эксплуатации) до 2000 мото-ч.
Соответственно получим для конца второго интервала tк = 3000 мото-ч:
.
По прил. 2 определим:
.
Окончательно получим:
или 11 % двигателей потребуют ремонта в интервале от начала эксплуатации до 3000 мото-ч и т.д.
Расчетные значения F(t) для всех интервалов систематического ряда для сравнения с накопленной опытной вероятностью занесем в табл. 7 (6-я колонка), а интегральную кривую F(t) наложим на кривую накопленных опытных вероятностей (см. рис. 1).
Как видно из табл. 7 и рис. 1, расхождения между опытными и теоретическими вероятностями незначительны, что подтверждает состоятельность использования в данном случае закона нормального распределения.
Анализ данных табл. 7 позволяет сделать важный практический вывод: дифференциальная вероятность в произвольно заданном интервале значений показателя надежности равна размерности интегральных вероятностей по концам этого интервала:
f(tc)=f(t1…t2)=F(t2)–F(t1).
Эта зависимость позволяет при решении задач, связанных с определением показателя надежности, пользоваться только одной, наиболее удобной в данном случае, интегральной функцией.
Подобрав теоретический закон распределения и убедившись в его согласии с опытной информацией, представляется возможным решать ряд инженерных задач по расчету и применению показателей надежности машин и их элементов. К таким задачам относятся, например, определение количества эксплуатационных или ресурсных отказов в заданном интервале наработок, числа ремонтов машин и их агрегатов, планирование наработок или установление календарных сроков поставки отдельных машин в ремонт, определение времени и стоимости простоя машин по техническим причинам и др. Все эти задачи, как правило, решаются с использованием закона нормального распределения.
Так, например, зная параметры закона нормального распределения доремонтного ресурса двигателя, можно определить количество ресурсных отказов (количество ремонтов) у этих двигателей при их средней наработке от 4300 до 4850 мото-ч ( мото-ч, s=910 мото-ч).
Эта задача может быть решена двумя путями – по дифференциальной или интегральной функции:
1. Расчет дифференциальной функции f(t).
По уравнениям (20) и (21):
.
По прил. 2 определяем f0(0,52) = 0,35.
Окончательно получим:
f(4300…4850)=0,60×0,35=0,21;
Таким образом 14 двигателей из 69 в этом интервале наработок будут отправлены в ремонт;
2. Расчет по интегральной функции F(t).
Для этого используем уравнения (29) и (30):
.
Определим по прил. 2:
; .
Окончательно получим:
f(2800¸3600)=0,79-0,58=0,21,
21 % двигателей потребуют ремонта в интервале наработок от 4300 до 4850 мото-ч.
Задачи подобного типа удобно решать графическим методом. Для этого в масштабе (желательно придерживаться правила «золотого сечения») строят интегральную кривую F(t) – рис. 10. В большинстве случаев интегральная кривая строится в границах , так как именно в этой зоне решаются основные задачи по определению количественных значений показателя надежности.
Интегральная кривая может быть построена по 9 точкам с координатами:
ординаты -0,5; 0,5±0,19; 0,5±0,34; 0,5±0,43; 0,5±0,48;
абсциссы -; ±0,5s; ±1,0s; ±1,5s; ±2,0s.
Рис. 10. Графический метод построения интегральной функции
и определения значений показателя надежности доремонтного
ресурса двигателя
Таким образом, для построения интегральной кривой можно и не пользоваться таблицей значений F(t), а записать или запомнить всего 4 цифры: 0,19; 0,34; 0,43 и 0,48.
Для того чтобы решать задачи непосредственно в размерности показателя надежности, параллельно вспомогательной оси абсцисс (размерность в долях от s) проводят основную ось абсцисс в размерности (показателя надежности (в нашем случае - мото-часы). Переход от s к размерности показателя надежности производится по величине s (в нашем случае s=910 мото-ч). При этом начальная точка вспомогательной оси абсцисс (s=0 должна быть совмещена с точкой основной абсциссы =4100 мото-ч.
На рис. 10 показан пример определения числа ремонтов двигателя (в долях единицы) при их средней наработке в интервале от 4300 до 4860 мото-ч.