ОСОБЕННОСТИ ДУГОВОЙ СВАРКИ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
В листовых конструкциях используется преимущественно прокатный листовой металл.
Мелкие цилиндрические резервуары, например воздушный баллон тормозной системы грузового автомобиля, сваривают автоматами под флюсом или в защитных газах. Барабаны паровых котлов высокого давления, толщина стенок которых достигает 160 мм, сваривают электрошлаковым способом. Электрошлаковая сварка используется также при монтаже кожухов доменных печей, имеющих толщину до 40 мм.
В листовых конструкциях применяются как стыковые, так и нахлесточные соединения. В качестве примера можно привести вертикальный резервуар для нефтепродуктов (емкость таких резервуаров достигает иногда 50 000 м:!).
Резервуары изготавливают на заводах металлоконструкций, а на месте установки выполняются только монтажные швы. Корпус, кровлю и днище сваривают на заводе, сворачивают в рулон, перевозят к месту установки и развертывают с помощью лебедок или тракторов. Такой способ изготовления резервуаров позволяет применять автоматическую сварку под флюсом.
При изготовлении барабанов паровых котлов должны соблюдаться следующие технические условия:
=> днища с обейчаками должны свариваться встык;
=> сварные швы отдельных обечаек должны быть смещены не менее чем на 100 мм;
=> при сборке не допускается подгонка с ударами, вызывающими наклеп и др.
Помимо сталей для изготовления листовых конструкций применяются и цветные металлы, в кислородном машиностроении - медь и латунь, цистерны для перевозки кислот и пищевых продуктов, а также корпуса судов на подводных крыльях изготавливаются из алюминия и его сплавов. Для этих конструкций используется преимущественно сварка в защитных газах.
Во всех случаях, когда сварная конструкция является ответственной, т.е. такой, эксплуатация которой связана с опасностью для окружающих, к сварке допускаются сварщики, аттестованные в соответствии с Правилами Госгортехнадзора.