Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Технология сварочных работ: сварка цветных металлов, сварка труб и трубопроводов, деформация при сварке - Сварочные деформации

Article Index
Технология сварочных работ: сварка цветных металлов, сварка труб и трубопроводов, деформация при сварке
Сварка алюминия и алюминиевых сплавов
Сварка титана и никеля
Дуговая сварка конструкций
Сварка труб
Сварка трубопроводов
Сварка поворотных стыков
Сварка неповоротных стыков
Сварка сосудов и резервуаров
Сварка решетчатых и балочных конструкций
Внутренние напряжения и деформации при сварке
Деформации и напряжения при сварке стыковых и тавровых соединений
Сварочные деформации
Борьба со сварочными деформациями
Исправление деформированных сварных конструкций
Дефекты технологических и тепловых процессов сварки
Дефекты формирования шва
Влияние дефектов на прочность сварных соединений
Способы контроля сварочных материалов
Металлографические исследования сварных соединений
Физические методы контроля сварных швов
Магнитный метод дефектоскопии
Правила личной гигиены сварщика
Техника безопасности при сварке
Правила безопасности при газовой сварке и резки
Противопожарные мероприятия при сварочных работах
All Pages

Сварочные деформации


Сварные конструкции в результате появления упругопластических деформаций в сварных соедине­ниях могут изменить свои размеры и претерпеть об­щие деформации. Последние могут быть продольны­ми и поперечными, деформациями изгиба, скручива­ния и потери устойчивости.

В результате продольных и поперечных деформаций происходит сокращение элементов по длине и ширине. Эти де­формации образуются при симметричной уклад­ке сварных швов.

clip_image030Деформации изгиба образуются при несиммет­ричном расположении свар­ных швов в конструкциях и сопровождаются продоль­ным сокращением элемен­тов - продольной усадкой швов и поперечным сокра­щением — поперечной усад­кой швов. Этот вид дефор­мации встречается на прак­тике довольно часто.

Деформации скручивания образуются вслед­ствие несимметричного расположения швов в попереч­ных сечениях элементов и встречаются довольно редко.

Деформация потери устойчивости вызывается сжимающими напряжениями, которые образуются в процессе нагревания и остывания изделий.

Различают два вида деформаций: упругие и пластические.

Представим себе твердое тело, например рези­новый брус. Под действием внешних сил резиновый брус изменит свою форму и размеры и станет дефор­мированным. Если затем снять внешние силы, брус примет свои первоначальные форму и размеры, де­формация полностью исчезнет.

Деформации, которые полностью исчезают пос­ле снятия нагрузок, называют упругими, а остаточ­ные, остающиеся в теле после снятия нагрузок, — пластическими.

Если тело является частично упругим, то в нем под действием нагрузок могут возникнуть упругие и неупругие (остаточные) деформации.

Тело, находящееся под действием нагрузок, ко­торые стремятся вызвать в нем деформации (упру­гие, пластические), сопротивляется этим нагрузкам. При этом в теле возникают внутренние силы, кото­рые противодействуют силам, вызывающим дефор­мации; тело становится напряженным и тем больше, чем больше нагрузки, заставляющие тело деформи­роваться.

Интенсивность внутренней силы, равная силе, приходящейся на единицу площади, называется на­пряжением.

В результате литейной усадки наплавленного металла, неравномерного нагрева в процессе сварки, изменения объема металла, вызванного изменением структуры металла при сварке, возникают напряже­ния.

Затвердевание жидкого присадочного металла в сварочной ванне и последующее охлаждение приво­дят к уменьшению его объема. При этом затвердеваю­щий металл уже прочно связан с основным металлом, и усадка вызывает появление внутренних напряже­ний.

Если нагреваемое тело встречает препятствие своему расширению, то в нем возникают напряже­ния, направленные на преодоление этого препят­ствия. При сварке основной металл нагревается в зоне плавления до температуры более высокой, чем -температура металла, окружающего сварочную ванну, но удаленного от нее. Неравномерный нагрев метал­ла, вызванный сваркой, приводит к появлению сжи­мающих сил в зоне металла, прилегающей ко шву, и растягивающих вдали от сварного шва. В результате происходит коробление сварного соединения. Кроме того, затвердевание и охлаждение металла шва при­водят к его усадке и деформации свариваемого изде­лия.

Структурные напряжения связаны с изменени­ем размеров кристаллов и их взаимного расположения и сопровождаются изменением объема тела, вызыва­ющим внутренние напряжения.

Внутренние силы, возникающие в металле при сварке, могут быть достаточными, чтобы привести к образованию трещин в швах или рядом с ними.

Напряженное состояние, вызванное сваркой малопластичных материалов или материалов, склонных к закалке (чугуна, легированных сталей, инструмен­тальных сталей и др.), способствует образованию тре­щин в сварном шве и в основном металле.

Внутренние напряжения, возникающие при сварке, вызывают коробление сварных конструкций, а иногда и такую деформацию, которая делает свар­ное изделие не пригодным к эксплуатации.

Чтобы избежать чрезмерных деформаций, кото­рые могут возникнуть при сварке, в технологии пре­дусматривают условия получения минимальных ко­роблений, последующую после сварки правку дета­лей, припуски на механическую обработку, а также различные мероприятия технологического характера, предупреждающие появление деформаций или уменьшающие их.

Внутренние напряжения и коробления, возни­кающие при сварке, зависят от вида сварки. От мощ­ности различных источников теплоты, применяемых при сварке, зависит скорость сварки элементов одина­ковой толщины, Чем больше зона разогрева металла при сварке, тем большими будут коробления.

Зона разогрева неодинакова при применении различных дуговых видов сварки. Наименьшая зона получается при дуговой сварке голыми электродами. Зона разогрева при автоматической сварке под флю­сом меньше, чем при ручной сварке штучными элек­тродами, которая, в свою очередь, меньше зоны ра­зогрева при аргонодуговой сварке.

Для сравнения следует отметить, что при газо­вой и атомно-водородной сварке зона разогрева дости­гает наибольших размеров. При этих способах сварки возникают значительно большие коробления, чем при дуговой сварке.

В технологических процессах предусматривают способы сварки, обеспечивающие получение мини­мальных короблений.

При сварке длинных швов применяют различ­ные приемы обратноступенчатой сварки (в направле­нии, обратном направлению сварки участков, участ­ками от середины к краям, от краев к середине и др.). сварку каскадом, горкой и др.

Стыковые соединения с Х-образной подготовкой кромок следует сваривать попеременно с каждой сто­роны для уменьшения коробления свариваемых эле­ментов.

Уменьшение сварочных напряжений и деформа­ций при сварке низкоуглеродистых и незакаливающихся сталей достигается применением принудительного охлаждения (водой, с помощью теплоотводов из меди и др.).

Местный предварительный подогрев для умень­шения сварочных напряжений и деформаций исполь­зуют при сварке сталей, чугуна, алюминиевых спла­вов бронзы. При этом алюминий подогревают до 300°С, бронзу до 400 °С, сталь до 400—600 °С и чугун до 500—800 °С.

Кроме перечисленных способов уменьшения сварочных напряжений и деформаций используют об­ратные деформации (выгиб в противоположную сто­рону); уравновешивание сварочных деформаций сваркой швов, вызывающих встречную деформацию; жесткое закрепление конструкций; применение мно­гослойных швов; проковку многослойных швов и др.

Целесообразно использование тех марок элект­родов, которые обеспечивают получение наиболее пластичного металла шва, применение прерывистых, стыковых швов и др.