Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Технология сварочных работ: сварка цветных металлов, сварка труб и трубопроводов, деформация при сварке - Дефекты формирования шва

Article Index
Технология сварочных работ: сварка цветных металлов, сварка труб и трубопроводов, деформация при сварке
Сварка алюминия и алюминиевых сплавов
Сварка титана и никеля
Дуговая сварка конструкций
Сварка труб
Сварка трубопроводов
Сварка поворотных стыков
Сварка неповоротных стыков
Сварка сосудов и резервуаров
Сварка решетчатых и балочных конструкций
Внутренние напряжения и деформации при сварке
Деформации и напряжения при сварке стыковых и тавровых соединений
Сварочные деформации
Борьба со сварочными деформациями
Исправление деформированных сварных конструкций
Дефекты технологических и тепловых процессов сварки
Дефекты формирования шва
Влияние дефектов на прочность сварных соединений
Способы контроля сварочных материалов
Металлографические исследования сварных соединений
Физические методы контроля сварных швов
Магнитный метод дефектоскопии
Правила личной гигиены сварщика
Техника безопасности при сварке
Правила безопасности при газовой сварке и резки
Противопожарные мероприятия при сварочных работах
All Pages

Дефекты формирования шва


Из-за неправильного режима сварки, отклоне­ний параметров режима от заданных, неправильной подготовки изделия под сварку, неисправности аппа­ратуры в сварном соединении могут возникнуть де­фекты - непровары, подрезы, наплывы и прожоги.

Непровар представляет собой отсутствие рас­плавления основного металла и соединения сваривае­мых элементов по их толщине. Такой вид непровара называется непроваром в корне шва или по сечению. Бывает непровар по кромкам разделки или между слоями шва, когда нет соединения между металлами основным и шва и между отдельными слоями при мно­гослойной сварке. Непровар в конце шва образуется из-за уменьшения сварочного тока, увеличения на­пряжения на дуге или скорости сварки, уменьшения скорости сварки (расплавленный металл сварочной ванны затекает вперед на холодный основной металл и не сплавляется с ним), неточного направления элек­трода по оси разделки, неправильного возобновления процесса сварки после смены электрода. Непровар по кромке является следствием изменения формы шва из-за увеличения напряжения или увеличения скоро­сти сварки, что приводит к несовпадению формы шва или слоя с формой разделки. Этот вид непровара вы­зывается недостаточно точным направлением элект­рода по отношению к свариваемым кромкам, непра­вильной последовательностью наложения слоев при

многослойной сварке, большой шириной зазора, пре­вышающей ширину шва. При величине непровара, превосходящего допустимые для данного изделия пределы, участок шва удаляется и заваривается вновь.

Подрезом называется местное уменьшение тол­щины основного металла у границы шва. Наиболее ча­сто подрезы образуются в угловых соединениях и при сварке многослойных швов. Реже — при сварке одно­слойных стыковых швов. В большинстве случаев под­рез появляется при значительно повышенном напря­жении на дуге или из-за плохо выполненной сварки. Образование подрезов при сварке стыковых швов без разделки связано с плохим растеканием части метал­ла шва, усиливающим шов. Подрез вызывает умень­шение сечения основного металла и приводит к рез­кой концентрации напряжений, когда он расположен перпендикулярно к направлению главных напряже­ний, действующих на сварное соединение. Если глу­бина подреза превышает 1—2 мм (в зависимости от тол­щины основного металла), то дефектный участок за­варивают. При меньшей глубине подрез следует зачистить механическим способом.

Натекание расплавленного металла на поверх­ность основного металла без сплавления с ним назы­вается наплывом. Наплавы в основном наблюдаются при сварке стыковых и тавровых соединений. Для предотвращения появления наплывов необходимо увеличить напряжение на дуге (увеличение ширины шва) или уменьшить количество наплавляемого ме­талла. Наплыв устраняется удалением лишнего ме­талла механическим способом.

В конце процесса сварки при обрыве дуги обра­зуется углубление, называемое кратером. Кратер ослабляет шов и является источником появления тре­щин. Если сварка ведется без выводных планок, то кратер следует тщательно заваривать и обрывать дугу уже на заваренном участке шва. Не следует вы­водить кратер на основной металл, так как это при­водит к образованию подрезов.

Шлаковые включения представляют собой види­мые невооруженным глазом участки шлака, располо­женные в металле шва у границы сплавления, между слоями наплавленного металла или в корне шва. Шла­ковые включения образуются из частиц шлака рас­плавленного покрытия электродов, остатков плохо очищенной шлаковой корки. Если наличие шлаковых включений превышает допустимые для данного изде­лия нормы, то дефектные участки вырубаются и за­вариваются заново.

Недопустимым дефектом в швах являются про­жоги, которые представляют собой пустоты в шве, появившиеся в результате вытекания сварочной ван­ны. Прожоги образуются при значительно большем сварочном токе, зазоре, чем требуется по техноло­гии, изменении наклона электрода изделия. Места прожогов должны быть зачищены и заварены заново.