Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Экономика металлургической отрасли - Состояние и основные проблемы развития железорудного комплекса черной металлургии России

Article Index
Экономика металлургической отрасли
Динамика производства продукции
Размещение предприятий отрасли
Основная металлургическая база
Ведущие предприятия черной металлургии
Источники и измерение рыночной власти отрасли
Факторы, влияющие на экономические границы отрасли
Металлургические группы и их влияние в отрасли
Организационные формы рыночной власти отрасли
Специализация предприятий отрасли
Комбинирование производства
Кооперирование производства
Интеграция, диверсификация и дифференциация производства
Тенденции интеграции в отрасли
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Перспективы развития мирового рынка стали
Особенности мирового рынка
Мировое потребление стали в 1999 - 2005 гг
РЫНОК МЕТАЛЛОВ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Тенденции развития рыночных отношений между предприятиями
Россия на мировом рынке черных металлов
Общий обзор внешних рынков черной металлургии России
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
Стратегии инвестирования
Показатели эффективности инвестирования
Инвестиции в реструктуризацию металлургической отрасли
Особенности развития сырьевой базы отрасли
Вторичное сырье отрасли
Характеристика материалов и запасов минерального сырья
Промышленно-экономическая оценка железорудных месторождений
География размещения железорудной базы мира и России
Состояние и основные проблемы развития железорудного комплекса черной металлургии России
All Pages

Состояние и основные проблемы развития железорудного комплекса черной металлургии России

 

В период 1990 – 2000 гг. в железорудном сырьевом комплексе черной металлургии произошло снижение объемов производства, но не такое значительное, как в некоторых других отраслях промышленности. Дефицита в обеспечении металлургическим сырьем предприятий черной металлургии в этот период практически не наблюдалось. Если и обнаруживался дефицит в ближайшей рудной базе отдельных регионов, например, на Урале, в Сибири, то он возмещался за счет завоза руды из более удаленных регионов (Центра и Северо-Запада), хотя экономически это менее выгодно. Производство товарной железной руды в 2001 г. в целом по России составило 86,8 млн т, а по концентрату и железорудны окатышам – 81,3 млн т и 28,0 млн т соответственно. Основным производителем металлургического сырья является Центральный регион, который после незначительного спада к 1995 г. восстановил и даже превысил объем производства 1990 г. Восстановление объемов в остальных регионах идет значительно медленнее по многим причинам, главной из которых является недостаток финансовых средства, инвестируемых в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение горнодобывающих предприятий. В особенно сложном положении находятся предприятия средней и малой мощности.

В этой связи немаловажную роль играет обеспеченность запасами железных руд в действующих проектных контурах открытых и подземных разработок.

Так, Северо-Западный регион исходя из уровня добычи железной руды 2001 г. имеет обеспеченность 20,9 года. Особо сложное положение на Оленегорском ГОКе, где обеспеченность запасами составляет всего 12 лет. Уральский регион в целом обеспечен на 36,2 года, но в основном за счет Канчанарского ГОКа , который имеет запасы руды на 42 года. В наиболее сложном положении находится Сибирский регион, имеющий в целом обеспеченность 22,3 года. Однако это происходит в основном за счет Коршуновского ГОКа, обеспеченность которого составляет 36,5 лет.

Наиболее благополучное положение в Центральном регионе, имеющем в целом обеспеченность запасами руды на 67 лет.

При значительных потерях производства на подземных работах основная нагрузка в снабжении металлургическим сырьем приходится на открытые горные работы. Однако с каждым годом горно-геологические и горнотехнические условия разработки открытым способом усложняются. Увеличивается глубина карьеров, влекущая за собой значительные экономические затраты. Усложняется постановка бортов карьеров в проектное положение, требующая затрат на обеспечение устойчивости пород массива. Эта проблема тесно связана с минимизацией объемов вскрышных работ, принятием эффективных транспортных схем для вскрытия и эксплуатации глубоких горизонтов, а также техническим перевооружением горнотранспортного оборудования.

Так, средневзвешенная глубина по замкнутому контуру крупных карьеров – Оленегорского, Ковдорского, Костамукшского, Михайловского, Лебединского, Стойленского, Качканарского Главного и Коршуновского на которых добывается 88,1 % от общего объема добычи железной руды в России – составила
260 м в 2001 г.

Стабильная и эффективная работа открытых разработок зависит от выполнения расчетного опережения вскрышных работ над добычными и создания тем самым нормативных геометрических параметров горных работ и нормативных запасов руды по степени подготовленности и готовности ее к выемке в рабочей зоне карьеров.

Важнейшим звеном в технологической цепи горного производства являются взрывные работы. За последнее десятилетие в этой области произошли значительные прогрессивные изменения. Все шире осваивается изготовление на местах потребления эмульсионных и простейших гранулированных и водосодержащих взрывчатых веществ.

Основное горно-транспортное оборудование на железорудных предприятиях имеет высокий износ. Одной из главных задач, требующих решения, является техническое перевооружение, состоящее не только в обновлении традиционного оборудования, но и во внедрения новых образцов соответствующих мировому уровню по качеству, надежности, производительности и другим показателям.

Таким образом, по вышеизложенному можно сделать следующие выводы:

1. Развитие горнодобывающей железорудной промышленности в настоящее время характеризуется некоторым подъемом производства и незначительным прогрессом в отдельных областях производства. Современный период также характеризуется большими масштабами горных работ, большой глубиной карьеров, ограниченностью запасов железных руд, добываемых открытым способом, и необходимостью доработки по некоторым предприятиям в недалеком будущем подземным способом запасов руды.

2. Факторы, а также меры по защите окружающей среды обусловливают техническую сложность и высокую стоимость добычи железных руд в перспективе.

3. Решение этой проблемы без снижения эффективности возможно только путем интенсификации горного производства на существующей рудной базе путем технического перевооружения, внедрением нового высокопроизводительного и надежного горно-транспортного оборудования и новых технологий ведения горных работ на глубоких горизонтах в перспективе.

4. Особое внимание следует уделить чистоте отработки месторождения в части максимально возможного снижения разубоживания руды вмещающими породами и некондиционными рудами, что способствует значительному ресурсо- и энергосбережению при последующей ее переработке. Частичное перевооружение экскаваторного парка автономными и мобильными экскаваторами с гидроприводом и колесными автопогрузчиками будет способствовать решению этой задачи.

5. Внедрение компьютеризации в управление качеством при перспективном и текущем планировании добычных работ в зависимости от цен на товарную продукцию и затрат на ее производство позволит рационально и рентабельно отрабатывать месторождение.