Состояние и основные проблемы развития железорудного комплекса черной металлургии России
В период 1990 – 2000 гг. в железорудном сырьевом комплексе черной металлургии произошло снижение объемов производства, но не такое значительное, как в некоторых других отраслях промышленности. Дефицита в обеспечении металлургическим сырьем предприятий черной металлургии в этот период практически не наблюдалось. Если и обнаруживался дефицит в ближайшей рудной базе отдельных регионов, например, на Урале, в Сибири, то он возмещался за счет завоза руды из более удаленных регионов (Центра и Северо-Запада), хотя экономически это менее выгодно. Производство товарной железной руды в 2001 г. в целом по России составило 86,8 млн т, а по концентрату и железорудны окатышам – 81,3 млн т и 28,0 млн т соответственно. Основным производителем металлургического сырья является Центральный регион, который после незначительного спада к 1995 г. восстановил и даже превысил объем производства 1990 г. Восстановление объемов в остальных регионах идет значительно медленнее по многим причинам, главной из которых является недостаток финансовых средства, инвестируемых в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение горнодобывающих предприятий. В особенно сложном положении находятся предприятия средней и малой мощности.
В этой связи немаловажную роль играет обеспеченность запасами железных руд в действующих проектных контурах открытых и подземных разработок.
Так, Северо-Западный регион исходя из уровня добычи железной руды 2001 г. имеет обеспеченность 20,9 года. Особо сложное положение на Оленегорском ГОКе, где обеспеченность запасами составляет всего 12 лет. Уральский регион в целом обеспечен на 36,2 года, но в основном за счет Канчанарского ГОКа , который имеет запасы руды на 42 года. В наиболее сложном положении находится Сибирский регион, имеющий в целом обеспеченность 22,3 года. Однако это происходит в основном за счет Коршуновского ГОКа, обеспеченность которого составляет 36,5 лет.
Наиболее благополучное положение в Центральном регионе, имеющем в целом обеспеченность запасами руды на 67 лет.
При значительных потерях производства на подземных работах основная нагрузка в снабжении металлургическим сырьем приходится на открытые горные работы. Однако с каждым годом горно-геологические и горнотехнические условия разработки открытым способом усложняются. Увеличивается глубина карьеров, влекущая за собой значительные экономические затраты. Усложняется постановка бортов карьеров в проектное положение, требующая затрат на обеспечение устойчивости пород массива. Эта проблема тесно связана с минимизацией объемов вскрышных работ, принятием эффективных транспортных схем для вскрытия и эксплуатации глубоких горизонтов, а также техническим перевооружением горнотранспортного оборудования.
Так, средневзвешенная глубина по замкнутому контуру крупных карьеров – Оленегорского, Ковдорского, Костамукшского, Михайловского, Лебединского, Стойленского, Качканарского Главного и Коршуновского на которых добывается 88,1 % от общего объема добычи железной руды в России – составила
260 м в 2001 г.
Стабильная и эффективная работа открытых разработок зависит от выполнения расчетного опережения вскрышных работ над добычными и создания тем самым нормативных геометрических параметров горных работ и нормативных запасов руды по степени подготовленности и готовности ее к выемке в рабочей зоне карьеров.
Важнейшим звеном в технологической цепи горного производства являются взрывные работы. За последнее десятилетие в этой области произошли значительные прогрессивные изменения. Все шире осваивается изготовление на местах потребления эмульсионных и простейших гранулированных и водосодержащих взрывчатых веществ.
Основное горно-транспортное оборудование на железорудных предприятиях имеет высокий износ. Одной из главных задач, требующих решения, является техническое перевооружение, состоящее не только в обновлении традиционного оборудования, но и во внедрения новых образцов соответствующих мировому уровню по качеству, надежности, производительности и другим показателям.
Таким образом, по вышеизложенному можно сделать следующие выводы:
1. Развитие горнодобывающей железорудной промышленности в настоящее время характеризуется некоторым подъемом производства и незначительным прогрессом в отдельных областях производства. Современный период также характеризуется большими масштабами горных работ, большой глубиной карьеров, ограниченностью запасов железных руд, добываемых открытым способом, и необходимостью доработки по некоторым предприятиям в недалеком будущем подземным способом запасов руды.
2. Факторы, а также меры по защите окружающей среды обусловливают техническую сложность и высокую стоимость добычи железных руд в перспективе.
3. Решение этой проблемы без снижения эффективности возможно только путем интенсификации горного производства на существующей рудной базе путем технического перевооружения, внедрением нового высокопроизводительного и надежного горно-транспортного оборудования и новых технологий ведения горных работ на глубоких горизонтах в перспективе.
4. Особое внимание следует уделить чистоте отработки месторождения в части максимально возможного снижения разубоживания руды вмещающими породами и некондиционными рудами, что способствует значительному ресурсо- и энергосбережению при последующей ее переработке. Частичное перевооружение экскаваторного парка автономными и мобильными экскаваторами с гидроприводом и колесными автопогрузчиками будет способствовать решению этой задачи.
5. Внедрение компьютеризации в управление качеством при перспективном и текущем планировании добычных работ в зависимости от цен на товарную продукцию и затрат на ее производство позволит рационально и рентабельно отрабатывать месторождение.