РЫНОК МЕТАЛЛОВ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Рынок – это хозяйственная система, объединяющая производителя и потребителя на основе купли - продажи. Рынок – необходимое условие обмена товарами и функционирования любого современного общества. Как сфера товарооборота рынок основан на двух главных повторяющихся действиях: продажа и купля товаров.
Основными принципами рынка являются:
- частная собственность;
- самостоятельность товара;
- конкуренция (ценовая и неценовая; внутриотраслевая и межотраслевая);
- система ценообразования (основана на основе законов спроса и предложения).
Классификация рынков осуществляется на основе ряда принципов.
1. От формы продаж.
2. От характера сделок (свободные и регулируемые).
3. По географическому принципу (местные, локальные, региональные, национальные, мировые).
4. По объектам (потребительский рынок товаров и услуг; рынок рабочей силы; рынок ценных бумаг; рынок недвижимости; инновационный рынок; информационный рынок; валютный рынок).
С точки зрения предприятия рынки существуют в виде:
· рынков продаж;
· рынков закупок;
· финансовых рынков;
· посредников рыночных сделок;
· рынков труда.
Именно такая структуризация рынков находит полное адекватное отражение в структуре органов управления. Вместе с тем, сами рынки, в основном, делятся не по функциональным, а по предметно-отраслевым и продуктовым отраслям.
Изначально рынки делятся на оптовые и розничные, внутренние и внешние. В свою очередь, названные рынки группируются по предметному и отраслевому признакам – например, сырьевые рынки, продовольственные рынки недвижимости и др. Дальнейшая дифференциация рынков ведется по отдельным продуктам – например, рынки зерна, нефти, автомобилей, леса и др.
Различают также рынки продаж и рынки закупок. Действующие предприятия – не только поставщики, они одновременно и потребители товарной массы: сырья, материалов, машин, оборудования и др. От состояния рынков закупок во многом зависит успех работы любого предприятия.
Большое значение имеет морфологическая структура рынка, которая складывается как соотношение между поставщиками и потребителями товарной массы.
Следует иметь в виду, что рыночные ситуации типа полиполии встречаются редко, поскольку разрушаются в результате конкуренции. Многие малые предприятия не выдерживают соперничества и быстро покидают рынки. Их место занимают энергичные конкуренты, которые вырастают до средних компаний, а иногда становятся и крупными фирмами. Трудно также в течение длительного периода удерживать монополию – это относится и к поставщикам, и к потребителям (монопсония). Монополия удерживается за счет превосходства техники и организации производства. С потерей такого превосходства монополия на рынке заканчивается и наступает период конкуренции, в которой побеждает тот, кто сумел лучшим образом воспользоваться новейшими достижениями науки и техники, лучше изучил рынок. Чаще всего на рынках складывается ситуация, когда при относительно небольшом количестве поставщиков имеется множество потребителей (олигополия). Она характерна для рынков автомобилей и бытовой техники, рынков металлургической и нефтяной промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта.
Когда нет валюты для приобретения необходимой экспортной продукции, предприятие вынуждено изготовлять то, что целесообразно было бы купить у заграничных фирм.
Для развития и совершенствования рыночных отношений необходимо иметь ходовой товар и конвертируемую валюту. Без нормального экономического общения с другими странами на основе широкомасштабного развития международной научной и производственной кооперации, без твердой опоры на мировые рынки ни одна страна, и Россия в том числе, не может нормально жить и развиваться.