Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Экономика металлургической отрасли - РЫНОК МЕТАЛЛОВ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Article Index
Экономика металлургической отрасли
Динамика производства продукции
Размещение предприятий отрасли
Основная металлургическая база
Ведущие предприятия черной металлургии
Источники и измерение рыночной власти отрасли
Факторы, влияющие на экономические границы отрасли
Металлургические группы и их влияние в отрасли
Организационные формы рыночной власти отрасли
Специализация предприятий отрасли
Комбинирование производства
Кооперирование производства
Интеграция, диверсификация и дифференциация производства
Тенденции интеграции в отрасли
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Перспективы развития мирового рынка стали
Особенности мирового рынка
Мировое потребление стали в 1999 - 2005 гг
РЫНОК МЕТАЛЛОВ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Тенденции развития рыночных отношений между предприятиями
Россия на мировом рынке черных металлов
Общий обзор внешних рынков черной металлургии России
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
Стратегии инвестирования
Показатели эффективности инвестирования
Инвестиции в реструктуризацию металлургической отрасли
Особенности развития сырьевой базы отрасли
Вторичное сырье отрасли
Характеристика материалов и запасов минерального сырья
Промышленно-экономическая оценка железорудных месторождений
География размещения железорудной базы мира и России
Состояние и основные проблемы развития железорудного комплекса черной металлургии России
All Pages

 

РЫНОК МЕТАЛЛОВ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Рынок – это хозяйственная система, объединяющая производителя и потребителя на основе купли - продажи. Рынок – необходимое условие обмена товарами и функционирования любого современного общества. Как сфера товарооборота рынок основан на двух главных повторяющихся действиях: продажа и купля товаров.

Основными принципами рынка являются:

- частная собственность;

- самостоятельность товара;

- конкуренция (ценовая и неценовая; внутриотраслевая и межотраслевая);

- система ценообразования (основана на основе законов спроса и предложения).

Классификация рынков осуществляется на основе ряда принципов.

1. От формы продаж.

2. От характера сделок (свободные и регулируемые).

3. По географическому принципу (местные, локальные, региональные, национальные, мировые).

4. По объектам (потребительский рынок товаров и услуг; рынок рабочей силы; рынок ценных бумаг; рынок недвижимости; инновационный рынок; информационный рынок; валютный рынок).

С точки зрения предприятия рынки существуют в виде:

· рынков продаж;

· рынков закупок;

· финансовых рынков;

· посредников рыночных сделок;

· рынков труда.

Именно такая структуризация рынков находит полное адекватное отражение в структуре органов управления. Вместе с тем, сами рынки, в основном, делятся не по функциональным, а по предметно-отраслевым и продуктовым отраслям.

Изначально рынки делятся на оптовые и розничные, внутренние и внешние. В свою очередь, названные рынки группируются по предметному и отраслевому признакам – например, сырьевые рынки, продовольственные рынки недвижимости и др. Дальнейшая дифференциация рынков ведется по отдельным продуктам – например, рынки зерна, нефти, автомобилей, леса и др.

Различают также рынки продаж и рынки закупок. Действующие предприятия – не только поставщики, они одновременно и потребители товарной массы: сырья, материалов, машин, оборудования и др. От состояния рынков закупок во многом зависит успех работы любого предприятия.

Большое значение имеет морфологическая структура рынка, которая складывается как соотношение между поставщиками и потребителями товарной массы.

Следует иметь в виду, что рыночные ситуации типа полиполии встречаются редко, поскольку разрушаются в результате конкуренции. Многие малые предприятия не выдерживают соперничества и быстро покидают рынки. Их место занимают энергичные конкуренты, которые вырастают до средних компаний, а иногда становятся и крупными фирмами. Трудно также в течение длительного периода удерживать монополию – это относится и к поставщикам, и к потребителям (монопсония). Монополия удерживается за счет превосходства техники и организации производства. С потерей такого превосходства монополия на рынке заканчивается и наступает период конкуренции, в которой побеждает тот, кто сумел лучшим образом воспользоваться новейшими достижениями науки и техники, лучше изучил рынок. Чаще всего на рынках складывается ситуация, когда при относительно небольшом количестве поставщиков имеется множество потребителей (олигополия). Она характерна для рынков автомобилей и бытовой техники, рынков металлургической и нефтяной промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта.

 

Когда нет валюты для приобретения необходимой экспортной продукции, предприятие вынуждено изготовлять то, что целесообразно было бы купить у заграничных фирм.

Для развития и совершенствования рыночных отношений необходимо иметь ходовой товар и конвертируемую валюту. Без нормального экономического общения с другими странами на основе широкомасштабного развития международной научной и производственной кооперации, без твердой опоры на мировые рынки ни одна страна, и Россия в том числе, не может нормально жить и развиваться.