Общий обзор внешних рынков черной металлургии России
Продукция отечественной металлургии традиционно производилась в объемах, достаточных для удовлетворения внутренних потребностей страны и частичного покрытия дефицита в сырьевых ресурсах других государств. В страны Восточной Европы, в Китай и на Кубу в конце 1980-х годов ежегодно экспортировалось более 400 млн т железной руды, 6,6 млн т ферросплавов, 7,5 млн т проката черных металлов. На 2 млрд рублей закупалось за рубежом сырье, материалы, оборудование, запасные части для металлургического комплекса.
Произошедшие в 1990-е годы спад производства, разрыв производственных связей в рамках бывших союзных республик и стран Восточной Европы, свертывание внутреннего рынка втянули металлургию в затяжной социально-экономический кризис. В этих условиях значительно возросла значимость внешнего рынка металлов России как главного фактора поддержания производства и источника реальных денежных средств для первоочередных нужд предприятий и страны в целом. Чтобы полнее реализовать экспортный потенциал, металлургические предприятия сосредоточили внимание на поисках и освоении новых рынков. Удовлетворительных результатов в этой работе достигли Магнитогорский, Новолипецкий, Череповецкий, Нижнетагильский, Западно-Сибирский и другие комбинаты.
По инициативе ведущих металлургических комбинатов и внешнеторговых объединений бывшего СССР в конце 1992 г. был создан Совет производителей и экспортеров черных металлов, функции которого включают изучение текущей конъюнктуры мировых рыков металлопродукции и выработку рекомендаций по ее использованию, подготовку обосновывающих материалов для совершенствования нормативной базы внешнеэкономической деятельности. Совет стал работать на регулярной основе под эгидой Международного союза металлургов и до настоящего времени оказывает посильную помощь предприятиям в осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Проведенная в стране постепенная либерализация внешней торговли – предоставление предприятиям прав на непосредственное осуществление внешнеэкономической деятельности, отмена квотирования и лицензирования поставок на внешний рынок товаров и оказания услуг, отмена экспортных пошлин – способствовала развитию инициативы хозяйствующих субъектов и позволили увеличить объемы экспорта металлопродукции. В годовом видимом потреблении стольной металлопродукции импорт готового проката составляет примерно 8 %, труб стальных – 17 %. Удельный вес импорта готового проката из стран СНГ составляет ориентировочно 91 %, труб стальных – более 70 %. Поставки российского проката черных металлов осуществляются более чем в 100 стран мира. Доля поставок на внешний рынок проката черных металлов, включая полуфабрикаты, достигла
9,7 – 10 % от мирового экспорта этого вида продукции. На географическую структуру экспорта во многом влияли вопросы, происходящие в мировой экономике.
Всеобщее падение внешнеторговых цен на черные металлы, ценовое давление естественных внутренних монополистов, высокие ставки кредитов отечественных банков снижают эффективность экспортных операций вплоть до убыточности отдельных видов металлопродукции и ведут к ее неконкурентоспособности, что способствует развитию тенденций снижения ее экспорта и роста импорта.
В целях снижения производственных издержек от непомерного роста тарифов на энергоносители крупные металлургические предприятия вынуждены расширять собственные источники электроэнергии, себестоимость которой ниже ее рыночной стоимости.
В нынешних условиях импортный тариф является единственным инструментом регулирования ввоза металлов и металлосодержащей продукции в Россию. При соединении России к ВТО и поэтапном снижении ввозных таможенных тарифов до уровня, требуемого этой международной организацией, отечественные производители металлов будут поставлены в еще более сложное положение. Отдельные градообразующие предприятия не смогут выдержать иностранную конкуренцию, и встанет проблема их дальнейшей жизнедеятельности. Государственные органы уже сегодня должны уделить внимание этому источнику пополнения национального дохода и оказать отечественной металлургии политическую и экономическую поддержку.
Международный союз металлургов постоянно анализирует эффективность мер регулирования внешнеэкономической деятельности и вносит периодически в органы исполнительной и законодательной власти предложения, направленные на повышение эффективность внешней торговли, на защиту интересов экспортеров, а также содействует расширению деловых связей между экспортерами стран СНГ. Вместе с тем государственные органы управления внешнеэкономическими связями и их зарубежные представительства должны оказывать более действенную помощь отечественным производителям в защите их интересов на внешних рынках и предотвращать негативное воздействие иностранных конкурентов.
В перспективе, учитывая наличие в мире излишних мощностей по производству стали, можно считать, что черная российская металлургия почти исчерпала возможности наращивания объемов сбыта проката повышенной степени переработки на внешних рынках и основное внимание предприятий будет сосредоточено на развитии внутреннего потребления. При этом интересы отечественных производителей проката черных металлов и изделий из него, видимо, будут сосредотачиваться не только на ограничении импорта готового проката в страну, но и на использовании своей продукции в проектах, реализуемых иностранными фирмами на территории Российской Федерации.
Из внешних рынков сбыта отечественной металлопродукции особое место занимают страны Евросоюза. Значимость этого рынка определяется, наряду с другими факторами, прежде всего его большой емкостью и географической близостью. Доступ на рынки Евросоюза для российской стали сопряжен с немалыми трудностями, вызванными применяемыми этим блоком ограничениями на импорт, в том числе дискриминационного характера. Тем не менее объемы поставок российского проката черных металлов в страны ЕС за период с 1995 по 2000 г. возросли с 3 до 4 тыс т.
Из числа других рынков следует выделить Канаду. В этой стране пользуются значительным спросом отдельные виды российской стальной продукции.
Большой интерес представляют для российских металлургов также рынки Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Наибольшей емкостью из этих рынков обладают страны Юго-Восточной Азии, в том числе КНР. Ряд развивающихся государств (Индонезия, Таиланд, Перу) признали рыночный характер металлургической отрасли России. К сожалению, наметившееся ухудшение мировой конъюнктуры, в том числе в сфере торговли сталью, серьезно затронуло и данную группу стран. Однако не вызывает сомнений необходимость использования возможности этих рынков в максимально полном объеме.
Предстоящее присоединение России к ВТО представляется во многом полезным для обеспечения нормальных условий для продвижения стальной продукции на внешние рынки. Среди этих условий следует особо отметить такие, как доступ России к механизму урегулирования торговых споров, действующему в рамках ВТО. Этот механизм дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, что особенно важно для российской металлургической отрасли, в наибольшей степени подверженной антидемпинговым разбирательствам (АДР), но и может играть существенную превентивную роль, удерживая страны-члены от произвольных односторонних действий. В настоящее время Россия, не будучи членом ВТО, не имеет доступа к данному механизму разрешения торговых споров.
Существует и другая сторона вопроса. Как известно, в ходе переговоров о присоединении российская сторона добивается отмены тех дискриминационных ограничений в отношении товаров российского экспорта, которые не вписываются в рамки правил ВТО. Такого рода препятствия, в первую очередь, вытекающие из соглашений о «добровольном» ограничении экспорта, должны быть либо аннулированы, либо пересмотрены с целью приведения их в соответствие с требованиями ВТО.
После присоединения России к ВТО основное бремя в решении этой проблемы ляжет на плечи предприятий, которые должны не только продолжить, но и активизировать работу по следующим направлениям:
- проведение разумной ценовой политики на внешних рынках;
- минимизация применения во внутренних расчетах взаимозачетов и денежных суррогатов, которые приводят к искусственному завышению внутренних цен и, как следствие, к обвинениям в демпинге;
- внедрение международных стандартов бухучета и отчетности, что облегчило бы проведение анализа внутренних цен;
- сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств согласно установленным правилам проведения расследований.
Комплексный подход к урегулированию торговых споров по стальной российской продукции в связи с антидемпинговыми и специальными защитными мерами, а также скоординированные действия по раннему предупреждению таких мер должны стать важной составной частью совместных усилий предприятий и ведомств по обеспечению доступа на внешние рынки.