Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Экономика металлургической отрасли - Общий обзор внешних рынков черной металлургии России

Article Index
Экономика металлургической отрасли
Динамика производства продукции
Размещение предприятий отрасли
Основная металлургическая база
Ведущие предприятия черной металлургии
Источники и измерение рыночной власти отрасли
Факторы, влияющие на экономические границы отрасли
Металлургические группы и их влияние в отрасли
Организационные формы рыночной власти отрасли
Специализация предприятий отрасли
Комбинирование производства
Кооперирование производства
Интеграция, диверсификация и дифференциация производства
Тенденции интеграции в отрасли
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Перспективы развития мирового рынка стали
Особенности мирового рынка
Мировое потребление стали в 1999 - 2005 гг
РЫНОК МЕТАЛЛОВ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Тенденции развития рыночных отношений между предприятиями
Россия на мировом рынке черных металлов
Общий обзор внешних рынков черной металлургии России
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
Стратегии инвестирования
Показатели эффективности инвестирования
Инвестиции в реструктуризацию металлургической отрасли
Особенности развития сырьевой базы отрасли
Вторичное сырье отрасли
Характеристика материалов и запасов минерального сырья
Промышленно-экономическая оценка железорудных месторождений
География размещения железорудной базы мира и России
Состояние и основные проблемы развития железорудного комплекса черной металлургии России
All Pages

Общий обзор внешних рынков черной металлургии России

 

Продукция отечественной металлургии традиционно производилась в объемах, достаточных для удовлетворения внутренних потребностей страны и частичного покрытия дефицита в сырьевых ресурсах других государств. В страны Восточной Европы, в Китай и на Кубу в конце 1980-х годов ежегодно экспортировалось более 400 млн т железной руды, 6,6 млн т ферросплавов, 7,5 млн т проката черных металлов. На 2 млрд рублей закупалось за рубежом сырье, материалы, оборудование, запасные части для металлургического комплекса.

Произошедшие в 1990-е годы спад производства, разрыв производственных связей в рамках бывших союзных республик и стран Восточной Европы, свертывание внутреннего рынка втянули металлургию в затяжной социально-экономический кризис. В этих условиях значительно возросла значимость внешнего рынка металлов России как главного фактора поддержания производства и источника реальных денежных средств для первоочередных нужд предприятий и страны в целом. Чтобы полнее реализовать экспортный потенциал, металлургические предприятия сосредоточили внимание на поисках и освоении новых рынков. Удовлетворительных результатов в этой работе достигли Магнитогорский, Новолипецкий, Череповецкий, Нижнетагильский, Западно-Сибирский и другие комбинаты.

По инициативе ведущих металлургических комбинатов и внешнеторговых объединений бывшего СССР в конце 1992 г. был создан Совет производителей и экспортеров черных металлов, функции которого включают изучение текущей конъюнктуры мировых рыков металлопродукции и выработку рекомендаций по ее использованию, подготовку обосновывающих материалов для совершенствования нормативной базы внешнеэкономической деятельности. Совет стал работать на регулярной основе под эгидой Международного союза металлургов и до настоящего времени оказывает посильную помощь предприятиям в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Проведенная в стране постепенная либерализация внешней торговли – предоставление предприятиям прав на непосредственное осуществление внешнеэкономической деятельности, отмена квотирования и лицензирования поставок на внешний рынок товаров и оказания услуг, отмена экспортных пошлин – способствовала развитию инициативы хозяйствующих субъектов и позволили увеличить объемы экспорта металлопродукции. В годовом видимом потреблении стольной металлопродукции импорт готового проката составляет примерно 8 %, труб стальных – 17 %. Удельный вес импорта готового проката из стран СНГ составляет ориентировочно 91 %, труб стальных – более 70 %. Поставки российского проката черных металлов осуществляются более чем в 100 стран мира. Доля поставок на внешний рынок проката черных металлов, включая полуфабрикаты, достигла
9,7 – 10 % от мирового экспорта этого вида продукции. На географическую структуру экспорта во многом влияли вопросы, происходящие в мировой экономике.

Всеобщее падение внешнеторговых цен на черные металлы, ценовое давление естественных внутренних монополистов, высокие ставки кредитов отечественных банков снижают эффективность экспортных операций вплоть до убыточности отдельных видов металлопродукции и ведут к ее неконкурентоспособности, что способствует развитию тенденций снижения ее экспорта и роста импорта.

В целях снижения производственных издержек от непомерного роста тарифов на энергоносители крупные металлургические предприятия вынуждены расширять собственные источники электроэнергии, себестоимость которой ниже ее рыночной стоимости.

В нынешних условиях импортный тариф является единственным инструментом регулирования ввоза металлов и металлосодержащей продукции в Россию. При соединении России к ВТО и поэтапном снижении ввозных таможенных тарифов до уровня, требуемого этой международной организацией, отечественные производители металлов будут поставлены в еще более сложное положение. Отдельные градообразующие предприятия не смогут выдержать иностранную конкуренцию, и встанет проблема их дальнейшей жизнедеятельности. Государственные органы уже сегодня должны уделить внимание этому источнику пополнения национального дохода и оказать отечественной металлургии политическую и экономическую поддержку.

Международный союз металлургов постоянно анализирует эффективность мер регулирования внешнеэкономической деятельности и вносит периодически в органы исполнительной и законодательной власти предложения, направленные на повышение эффективность внешней торговли, на защиту интересов экспортеров, а также содействует расширению деловых связей между экспортерами стран СНГ. Вместе с тем государственные органы управления внешнеэкономическими связями и их зарубежные представительства должны оказывать более действенную помощь отечественным производителям в защите их интересов на внешних рынках и предотвращать негативное воздействие иностранных конкурентов.

В перспективе, учитывая наличие в мире излишних мощностей по производству стали, можно считать, что черная российская металлургия почти исчерпала возможности наращивания объемов сбыта проката повышенной степени переработки на внешних рынках и основное внимание предприятий будет сосредоточено на развитии внутреннего потребления. При этом интересы отечественных производителей проката черных металлов и изделий из него, видимо, будут сосредотачиваться не только на ограничении импорта готового проката в страну, но и на использовании своей продукции в проектах, реализуемых иностранными фирмами на территории Российской Федерации.

Из внешних рынков сбыта отечественной металлопродукции особое место занимают страны Евросоюза. Значимость этого рынка определяется, наряду с другими факторами, прежде всего его большой емкостью и географической близостью. Доступ на рынки Евросоюза для российской стали сопряжен с немалыми трудностями, вызванными применяемыми этим блоком ограничениями на импорт, в том числе дискриминационного характера. Тем не менее объемы поставок российского проката черных металлов в страны ЕС за период с 1995 по 2000 г. возросли с 3 до 4 тыс т.

Из числа других рынков следует выделить Канаду. В этой стране пользуются значительным спросом отдельные виды российской стальной продукции.

Большой интерес представляют для российских металлургов также рынки Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Наибольшей емкостью из этих рынков обладают страны Юго-Восточной Азии, в том числе КНР. Ряд развивающихся государств (Индонезия, Таиланд, Перу) признали рыночный характер металлургической отрасли России. К сожалению, наметившееся ухудшение мировой конъюнктуры, в том числе в сфере торговли сталью, серьезно затронуло и данную группу стран. Однако не вызывает сомнений необходимость использования возможности этих рынков в максимально полном объеме.

Предстоящее присоединение России к ВТО представляется во многом полезным для обеспечения нормальных условий для продвижения стальной продукции на внешние рынки. Среди этих условий следует особо отметить такие, как доступ России к механизму урегулирования торговых споров, действующему в рамках ВТО. Этот механизм дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, что особенно важно для российской металлургической отрасли, в наибольшей степени подверженной антидемпинговым разбирательствам (АДР), но и может играть существенную превентивную роль, удерживая страны-члены от произвольных односторонних действий. В настоящее время Россия, не будучи членом ВТО, не имеет доступа к данному механизму разрешения торговых споров.

Существует и другая сторона вопроса. Как известно, в ходе переговоров о присоединении российская сторона добивается отмены тех дискриминационных ограничений в отношении товаров российского экспорта, которые не вписываются в рамки правил ВТО. Такого рода препятствия, в первую очередь, вытекающие из соглашений о «добровольном» ограничении экспорта, должны быть либо аннулированы, либо пересмотрены с целью приведения их в соответствие с требованиями ВТО.

После присоединения России к ВТО основное бремя в решении этой проблемы ляжет на плечи предприятий, которые должны не только продолжить, но и активизировать работу по следующим направлениям:

- проведение разумной ценовой политики на внешних рынках;

- минимизация применения во внутренних расчетах взаимозачетов и денежных суррогатов, которые приводят к искусственному завышению внутренних цен и, как следствие, к обвинениям в демпинге;

- внедрение международных стандартов бухучета и отчетности, что облегчило бы проведение анализа внутренних цен;

- сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств согласно установленным правилам проведения расследований.

Комплексный подход к урегулированию торговых споров по стальной российской продукции в связи с антидемпинговыми и специальными защитными мерами, а также скоординированные действия по раннему предупреждению таких мер должны стать важной составной частью совместных усилий предприятий и ведомств по обеспечению доступа на внешние рынки.