Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Экономика металлургической отрасли - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Article Index
Экономика металлургической отрасли
Динамика производства продукции
Размещение предприятий отрасли
Основная металлургическая база
Ведущие предприятия черной металлургии
Источники и измерение рыночной власти отрасли
Факторы, влияющие на экономические границы отрасли
Металлургические группы и их влияние в отрасли
Организационные формы рыночной власти отрасли
Специализация предприятий отрасли
Комбинирование производства
Кооперирование производства
Интеграция, диверсификация и дифференциация производства
Тенденции интеграции в отрасли
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Перспективы развития мирового рынка стали
Особенности мирового рынка
Мировое потребление стали в 1999 - 2005 гг
РЫНОК МЕТАЛЛОВ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Тенденции развития рыночных отношений между предприятиями
Россия на мировом рынке черных металлов
Общий обзор внешних рынков черной металлургии России
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
Стратегии инвестирования
Показатели эффективности инвестирования
Инвестиции в реструктуризацию металлургической отрасли
Особенности развития сырьевой базы отрасли
Вторичное сырье отрасли
Характеристика материалов и запасов минерального сырья
Промышленно-экономическая оценка железорудных месторождений
География размещения железорудной базы мира и России
Состояние и основные проблемы развития железорудного комплекса черной металлургии России
All Pages

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Размещение предприятий на мировом рынке

Современная картина размещения предприятий черной металлургии формировалась под влиянием многих причин, обусловленных во многом НТР. Причем развитие и размещение предприятий черной металлургии в разных странах и регионах мира имеет свои специфические особенности. С внедрением новых технологий (ресурсосберегающих) в самой металлургии, а также с изменением сферы потребления черных металлов и снижением спроса на них меняется и организационная структура отрасли.

В прошлом, учитывая большую материалоемкость и энергоемкость производственного процесса, наибольшее значение при размещении предприятий черной металлургии придавалось фактору наличия источников сырья и топлива. В тот период формировались гигантские промышленные (металлургические) районы, объединяющие угольные и железорудные бассейны (Лотарингский, Английский, Рурский, Аппалачский, Уральский, Донецко-Приднепровский и т.д.).

При выборе местоположения для заводов с доменным производством (металлургия полного производства) соседство месторождений железных руд и каменного угля благоприятствовало, например, возникновению черной металлургии во многих районах Великобритании (в Йоркшире, Средней Шотландии, Мидлене, в Северо-Восточной и Северо-Западной Англии), во Франции (в восточной части Центрального массива, в Лотарингии), в ФРГ (в Руре, Сааре), на севере Испании (в Астурии), в США (в Западной Пенсильвании), в России (на Урале) и др.

Ведущие страны мира наращивали мощности предприятий черной металлургии.

С развитием всех видов мирового транспорта уменьшилась значимость непосредственной близости металлургических заводов к месторождениям сырья и топлива. При этом возросло значение других факторов: емкости рынков сбыта (потребительский фактор), удобство транспортно-географического положения, наличие соответствующей инфраструктуры, подготовленность и квалификация рабочей силы и др.

Большая материалоемкость и энергоемкость черной металлургии при больших масштабах производства обуславливают огромное значение для развития этой отрасли транспортно-географического положения предприятий. В прошлом большое значение придавалось близости источников сырья и энергии. На этой основе возникло много центров и районов черной металлургии, которые нередко до сих пор, иногда уже на иной сырьевой и энергетической базе, сохраняют эту специализацию (в этом проявляется большая инерционность в размещении черной металлургии, связанная со спецификой ее основного капитала и большой капиталоемкостью, теснотой традиционных связей). Это характерно, например, для ряда районов Великобритании, Франции, Бельгии, Испании, США. С развитием транспорта предприятия черной металлургии стали размещаться поблизости от разработок лишь одного из необходимых для неё ресурсов и в местах, благоприятных в транспортно-географическом отношении. Одной из важнейших тенденций стало тяготение к приморским районам, а также к низовьям крупных судоходных рек, что обеспечивает дешевизну подвоза сырья и вывоза продукции морским путем. Такое размещение облегчает и решение проблем водоснабжения, сброса стоков, а в ряде случаев (например, в Японии) и обеспечения земельной площадкой путем засыпки части акватории.

Тяготение к побережью особенно усиливается в случаях ориентации на внешние рынки. В Японии по побережью размещено 4/5 мощностей черной металлургии. Не меньше доля приморских центров в Южной Корее; четко выражено тяготение первичных металлургических переделов к приморским центрам в Западной Европе, к приозерным и приморским в США. Особенно это характерно для размещения крупных заводов полного цикла с доменным и кислородно-конвертерным производствами и специализацией на выпуске рулонного листового стального проката. Крупнейший завод этого типа, находящийся в г. Фукуяме (на северном побережье Внутреннего Японского моря), имел в 1980-е годы мощность по выплавке стали в 16 млн т в год. Все крупнейшие европейские доменные печи, производительностью не менее 3,5 млн т чугуна в год каждая, находятся либо в крупнейших приморских центрах черной металлургии в Дюнкерке (Франция), Редкаре (Великобритания), Торонто (Италия), либо на судоходном Нижнем Рейне, где, в частности, располагается крупнейший центр черной металлургии Германии – г. Дуйсбург.

Передельные заводы небольшой мощности, получившие название «мини-заводов» и «миди-заводов», работающие на ломе, размещаются обычно в районах и центрах машиностроения и металлообработки, ориентируясь на местный рынок. С 1970-х годов все большее распространение получают небольшие заводы полного цикла с цехами металлизации железорудных окатышей методами прямого восстановления. Такие заводы получили наибольшее распространение в странах и районах, располагающих ресурсами дешевого природного или попутного нефтяного газа и удобно расположенных для подвоза рудного сырья. Крупнейшие заводы этого типа действовали в начале 1990-х годов в Мексике (г. Монтеррей), Венесуэле, строились в Малайзии, Индонезии. Строительство заводов этого типа усиливает тенденцию к увеличению доли стали, выплавляемой в электропечах: в странах с рыночной экономикой эта доля приблизилась к 1/3, остальные 2/3 выплавляются почти исключительно в кислородных конвертерах.