ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Размещение предприятий на мировом рынке
Современная картина размещения предприятий черной металлургии формировалась под влиянием многих причин, обусловленных во многом НТР. Причем развитие и размещение предприятий черной металлургии в разных странах и регионах мира имеет свои специфические особенности. С внедрением новых технологий (ресурсосберегающих) в самой металлургии, а также с изменением сферы потребления черных металлов и снижением спроса на них меняется и организационная структура отрасли.
В прошлом, учитывая большую материалоемкость и энергоемкость производственного процесса, наибольшее значение при размещении предприятий черной металлургии придавалось фактору наличия источников сырья и топлива. В тот период формировались гигантские промышленные (металлургические) районы, объединяющие угольные и железорудные бассейны (Лотарингский, Английский, Рурский, Аппалачский, Уральский, Донецко-Приднепровский и т.д.).
При выборе местоположения для заводов с доменным производством (металлургия полного производства) соседство месторождений железных руд и каменного угля благоприятствовало, например, возникновению черной металлургии во многих районах Великобритании (в Йоркшире, Средней Шотландии, Мидлене, в Северо-Восточной и Северо-Западной Англии), во Франции (в восточной части Центрального массива, в Лотарингии), в ФРГ (в Руре, Сааре), на севере Испании (в Астурии), в США (в Западной Пенсильвании), в России (на Урале) и др.
Ведущие страны мира наращивали мощности предприятий черной металлургии.
С развитием всех видов мирового транспорта уменьшилась значимость непосредственной близости металлургических заводов к месторождениям сырья и топлива. При этом возросло значение других факторов: емкости рынков сбыта (потребительский фактор), удобство транспортно-географического положения, наличие соответствующей инфраструктуры, подготовленность и квалификация рабочей силы и др.
Большая материалоемкость и энергоемкость черной металлургии при больших масштабах производства обуславливают огромное значение для развития этой отрасли транспортно-географического положения предприятий. В прошлом большое значение придавалось близости источников сырья и энергии. На этой основе возникло много центров и районов черной металлургии, которые нередко до сих пор, иногда уже на иной сырьевой и энергетической базе, сохраняют эту специализацию (в этом проявляется большая инерционность в размещении черной металлургии, связанная со спецификой ее основного капитала и большой капиталоемкостью, теснотой традиционных связей). Это характерно, например, для ряда районов Великобритании, Франции, Бельгии, Испании, США. С развитием транспорта предприятия черной металлургии стали размещаться поблизости от разработок лишь одного из необходимых для неё ресурсов и в местах, благоприятных в транспортно-географическом отношении. Одной из важнейших тенденций стало тяготение к приморским районам, а также к низовьям крупных судоходных рек, что обеспечивает дешевизну подвоза сырья и вывоза продукции морским путем. Такое размещение облегчает и решение проблем водоснабжения, сброса стоков, а в ряде случаев (например, в Японии) и обеспечения земельной площадкой путем засыпки части акватории.
Тяготение к побережью особенно усиливается в случаях ориентации на внешние рынки. В Японии по побережью размещено 4/5 мощностей черной металлургии. Не меньше доля приморских центров в Южной Корее; четко выражено тяготение первичных металлургических переделов к приморским центрам в Западной Европе, к приозерным и приморским в США. Особенно это характерно для размещения крупных заводов полного цикла с доменным и кислородно-конвертерным производствами и специализацией на выпуске рулонного листового стального проката. Крупнейший завод этого типа, находящийся в г. Фукуяме (на северном побережье Внутреннего Японского моря), имел в 1980-е годы мощность по выплавке стали в 16 млн т в год. Все крупнейшие европейские доменные печи, производительностью не менее 3,5 млн т чугуна в год каждая, находятся либо в крупнейших приморских центрах черной металлургии в Дюнкерке (Франция), Редкаре (Великобритания), Торонто (Италия), либо на судоходном Нижнем Рейне, где, в частности, располагается крупнейший центр черной металлургии Германии – г. Дуйсбург.
Передельные заводы небольшой мощности, получившие название «мини-заводов» и «миди-заводов», работающие на ломе, размещаются обычно в районах и центрах машиностроения и металлообработки, ориентируясь на местный рынок. С 1970-х годов все большее распространение получают небольшие заводы полного цикла с цехами металлизации железорудных окатышей методами прямого восстановления. Такие заводы получили наибольшее распространение в странах и районах, располагающих ресурсами дешевого природного или попутного нефтяного газа и удобно расположенных для подвоза рудного сырья. Крупнейшие заводы этого типа действовали в начале 1990-х годов в Мексике (г. Монтеррей), Венесуэле, строились в Малайзии, Индонезии. Строительство заводов этого типа усиливает тенденцию к увеличению доли стали, выплавляемой в электропечах: в странах с рыночной экономикой эта доля приблизилась к 1/3, остальные 2/3 выплавляются почти исключительно в кислородных конвертерах.