Интеграция, диверсификация и дифференциация производства
Переход отечественной промышленности к рыночным условиям хозяйствования в значительной степени осложнил проблему экономического функционирования предприятий, способствовал созданию и развитию различных форм хозяйственных объединений. Основными предпосылками для создания таких объединений в России являются:
- необходимость восстановления хозяйственных связей между предприятиями;
- способность крупных хозяйственных объединений сосредотачивать крупные денежные средства и проводить техническое перевооружение и реконструкцию производств;
- стремление предприятий и хозяйственных объединений обеспечивать себе надежную сырьевую базу и сбыт продукции.
По экономическому содержанию новые хозяйственные объединения представляют собой организации, консолидировавшие материальные, финансовые и прочие ресурсы предприятий с целью увеличения объемов производства и повышения эффективности их деятельности.
Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.
Вертикальная интеграция – это тот случай, когда деятельность интегрированной компании охватывает более чем одну стадию процесса преобразования сырья в конечную продукцию. Вертикальная интеграция может быть двух типов: регрессивная (направленная назад), когда компания включает в свой состав предыдущие стадии процесса, и прогрессивная (направленная вперед), когда компания включает в свой состав последующие стадии переработки.
Под горизонтальной интеграциейпонимается тот случай, когда две фирмы, осуществляющие одинаковые стадии производственного процесса, объединяются в одну компанию. При этом новая компания сосредотачивает значительный объем производства однотипной продукции.
Чаще всего диверсификацию рассматривают как особый случай горизонтальной интеграции производств. Под диверсификациейпонимают проникновение предприятий или производств в разнородные, технологически не связанные отрасли. В качестве примера можно привести крупный концерн, имеющий в составе большое число разнообразных предприятий промышленности, торговли, научных и финансовых организаций.
Различают три вида диверсификации производства: горизонтальную, конгломератную и концентрическую.
Под горизонтальной диверсификациейпонимается пополнение ассортимента продукцией, не похожей на товары предприятия, но интересной для традиционной клиентуры.
Конгломератная диверсификация – это пополнение ассортимента продукцией, не связанной с традиционной деятельностью предприятия.
При концентрическойдиверсификациитоварный ассортимент пополняется продуктами, похожими на товары предприятия, но имеющими более высокие потребительские свойства, более высокое качество.
Создание крупных интегрированных компаний и объединений имеет ряд преимуществ по сравнению с более мелкими организационными структурами. Они более стабильны и надежны, в меньшей степени подвержены влиянию случайных факторов. Благодаря объединению капитала они имеют возможность наращивания производства и расширения масштабов своей хозяйственной деятельности. Такие предприятия в состоянии сформировать собственные инвестиционные фонды, необходимые для реализации перспективных проектов. Важное преимущество крупных предприятий по сравнению с мелкими и средними – возможность выхода на мировой рынок.
Дифференциация производства – процесс обособления производства, при котором каждый цех или предприятие вырабатывает определенную продукцию, используя при этом специфические технологические процессы и оборудование, специально подготовленные кадры рабочих. Различают дифференциацию отрасли, предприятия и подразделений предприятия. Под дифференциацией предприятияпонимается сосредоточение его деятельности на выпуске определенного вида продукции.
Различают четыре вида дифференциации: предметную, подетальную, технологическую и функциональную.
Предметная дифференциация заключается в том, что предприятие специализируется на выпуске готовой продукции.
При подетальной дифференциациипредприятие или цех специализируются на выпуске отдельных деталей, частей готовой продукции.
Технологическая дифференциация – это обособление отдельных технологических операций или стадий в самостоятельное производство.
Функциональная дифференциацияпредполагает выделение в виде самостоятельных единиц вспомогательных, специализированных цехов, выполняющих определенные функции по ремонту оборудования, энергоснабжению, транспортировке грузов и т.п.
Уровень дифференциации отрасли может быть охарактеризован коэффициентом уровня отраслевой дифференциации, который определяется двумя показателями:
- долей продукции, вырабатываемой в отрасли на дифференцированных предприятиях, в общем объеме производства этой продукции в отрасли;
- долей продукции, соответствующей профилю отрасли, в общем объеме производства продукции в отрасли.
Уровень дифференциации предприятия определяется номенклатурой продукции, вырабатываемой на предприятии, а также долей специализированного оборудования в общем количестве оборудования в цехе, на участке.
Дифференцированные производства обладают рядом преимуществ по сравнению с недифференцированными. Дифференциация производства позволяет увеличить на предприятии серийность и массовость производства, что служит предпосылкой для применения высокопроизводительного оборудования, эффективных форм организации труда. В конечном счете, дифференциация способствует улучшению использования основных средств, росту производительности труда, снижению себестоимости и повышению качества продукции.