Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Экономика металлургической отрасли - Интеграция, диверсификация и дифференциация производства

Article Index
Экономика металлургической отрасли
Динамика производства продукции
Размещение предприятий отрасли
Основная металлургическая база
Ведущие предприятия черной металлургии
Источники и измерение рыночной власти отрасли
Факторы, влияющие на экономические границы отрасли
Металлургические группы и их влияние в отрасли
Организационные формы рыночной власти отрасли
Специализация предприятий отрасли
Комбинирование производства
Кооперирование производства
Интеграция, диверсификация и дифференциация производства
Тенденции интеграции в отрасли
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Перспективы развития мирового рынка стали
Особенности мирового рынка
Мировое потребление стали в 1999 - 2005 гг
РЫНОК МЕТАЛЛОВ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Тенденции развития рыночных отношений между предприятиями
Россия на мировом рынке черных металлов
Общий обзор внешних рынков черной металлургии России
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
Стратегии инвестирования
Показатели эффективности инвестирования
Инвестиции в реструктуризацию металлургической отрасли
Особенности развития сырьевой базы отрасли
Вторичное сырье отрасли
Характеристика материалов и запасов минерального сырья
Промышленно-экономическая оценка железорудных месторождений
География размещения железорудной базы мира и России
Состояние и основные проблемы развития железорудного комплекса черной металлургии России
All Pages

Интеграция, диверсификация и дифференциация производства

Переход отечественной промышленности к рыночным условиям хозяйствования в значительной степени осложнил проблему экономического функционирования предприятий, способствовал созданию и развитию различных форм хозяйственных объединений. Основными предпосылками для создания таких объединений в России являются:

- необходимость восстановления хозяйственных связей между предприятиями;

- способность крупных хозяйственных объединений сосредотачивать крупные денежные средства и проводить техническое перевооружение и реконструкцию производств;

- стремление предприятий и хозяйственных объединений обеспечивать себе надежную сырьевую базу и сбыт продукции.

По экономическому содержанию новые хозяйственные объединения представляют собой организации, консолидировавшие материальные, финансовые и прочие ресурсы предприятий с целью увеличения объемов производства и повышения эффективности их деятельности.

Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.

Вертикальная интеграцияэто тот случай, когда деятельность интегрированной компании охватывает более чем одну стадию процесса преобразования сырья в конечную продукцию. Вертикальная интеграция может быть двух типов: регрессивная (направленная назад), когда компания включает в свой состав предыдущие стадии процесса, и прогрессивная (направленная вперед), когда компания включает в свой состав последующие стадии переработки.

Под горизонтальной интеграциейпонимается тот случай, когда две фирмы, осуществляющие одинаковые стадии производственного процесса, объединяются в одну компанию. При этом новая компания сосредотачивает значительный объем производства однотипной продукции.

Чаще всего диверсификацию рассматривают как особый случай горизонтальной интеграции производств. Под диверсификациейпонимают проникновение предприятий или производств в разнородные, технологически не связанные отрасли. В качестве примера можно привести крупный концерн, имеющий в составе большое число разнообразных предприятий промышленности, торговли, научных и финансовых организаций.

Различают три вида диверсификации производства: горизонтальную, конгломератную и концентрическую.

Под горизонтальной диверсификациейпонимается пополнение ассортимента продукцией, не похожей на товары предприятия, но интересной для традиционной клиентуры.

Конгломератная диверсификацияэто пополнение ассортимента продукцией, не связанной с традиционной деятельностью предприятия.

При концентрическойдиверсификациитоварный ассортимент пополняется продуктами, похожими на товары предприятия, но имеющими более высокие потребительские свойства, более высокое качество.

Создание крупных интегрированных компаний и объединений имеет ряд преимуществ по сравнению с более мелкими организационными структурами. Они более стабильны и надежны, в меньшей степени подвержены влиянию случайных факторов. Благодаря объединению капитала они имеют возможность наращивания производства и расширения масштабов своей хозяйственной деятельности. Такие предприятия в состоянии сформировать собственные инвестиционные фонды, необходимые для реализации перспективных проектов. Важное преимущество крупных предприятий по сравнению с мелкими и средними – возможность выхода на мировой рынок.

Дифференциация производства – процесс обособления производства, при котором каждый цех или предприятие вырабатывает определенную продукцию, используя при этом специфические технологические процессы и оборудование, специально подготовленные кадры рабочих. Различают диф­ференциацию отрасли, предприятия и подразделений предприятия. Под дифференциацией предприятияпонимается сосредоточение его деятельности на выпуске определенного вида продукции.

Различают четыре вида дифференциации: предметную, подетальную, технологическую и функциональную.

Предметная дифференциация заключается в том, что предприятие специализируется на выпуске готовой продукции.

При подетальной дифференциациипредприятие или цех специализируются на выпуске отдельных деталей, частей готовой продукции.

Технологическая дифференциацияэто обособление отдельных технологических операций или стадий в самостоятельное производство.

Функциональная дифференциацияпредполагает выделение в виде самостоятельных единиц вспомогательных, специализированных цехов, выполняющих определенные функции по ремонту оборудования, энергоснабжению, транспортировке грузов и т.п.

Уровень дифференциации отрасли может быть охарактеризован коэффициентом уровня отраслевой дифференциации, который определяется двумя показателями:

- долей продукции, вырабатываемой в отрасли на дифференцированных предприятиях, в общем объеме производства этой продукции в отрасли;

- долей продукции, соответствующей профилю отрасли, в общем объеме производства продукции в отрасли.

Уровень дифференциации предприятия определяется номенклатурой продукции, вырабатываемой на предприятии, а также долей специализированного оборудования в общем количестве оборудования в цехе, на участке.

Дифференцированные производства обладают рядом преимуществ по сравнению с недифференцированными. Дифференциация производства позволяет увеличить на предприятии серийность и массовость производства, что служит предпосылкой для применения высокопроизводительного оборудования, эффективных форм организации труда. В конечном счете, дифференциация способствует улучшению использования основных средств, росту производительности труда, снижению себестоимости и повышению качества продукции.