Материалы и допускаемые напряжения червячных передач
Червячные пары должны обладать антифрикционными свойствами, износостойкостью и пониженной склонностью к заеданию.
Червяки изготовляют из углеродистых или легированных сталей (марка стали: 40,40Х, 40ХН, 35ХГСА, 12ХНЗАи др.). Наибольшей нагрузочной способностью обладают пары, у которых витки червяка подвергают термообработке до высокой твердости (закалка, цементация и пр.) с последующим шлифованием.
Червячные колеса изготовляют преимущественно из бронзы, реже из латуни или чугуна. Оловянные бронзы типа БрОФ10-1, БрОНФ считаются лучшим материалом для червячных колес. Их применение ограничивают передачами при больших скоростях (vs = 5...25 м/с). Безоловянистые бронзы типа БрАЖ9-4 обладают повышенными механическими характеристиками, но имеют пониженные противозадирные свойства. Их применяют в паре с твердыми (>45HRC) шлифованными и полированными червяками для передач, у которых vs < 5 м/с. Чугун серый или модифицированный применяют при vs < 2 м/с, преимущественно в ручных приводах.
Допускаемые контактные напряжения для оловянных бронз:
нр ≈ (0,85...0,9) в при шлифованном и полированном червяке с твердостью > 45HRC; нр = Сv0,75σв при несоблюдении указанных условий для червяка. Для бронзы БрАЖ9-4 нр = (300...275) – 25ск (МПа) – при шлифованном и полированном червяке с твердостью > 45HRC, Сv – коэффициент, учитывающий скорость скольжения выбирают по таблице 11.5.
Таблица 11.5
Vs |
≤1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
≥ 8 м/с |
с. |
1,33 |
1,21 |
1,11 |
1,02 |
0,95 |
0,88 |
0,83 |
0,8 |
При проектном расчете скорость скольжения (м/с) определяют по приближенной зависимости
(11.82)
Эти зависимости используются при длительном сроке службы и нагрузке, близкой к постоянной.
Допускаемые напряжения изгиба для всех марок бронз
(11.83)
Для проверки червячных передач на прочность при кратковременных перегрузках, принимают следующие предельные допускаемые напряжения: оловянные бронзы HPmах = 4т; бронза БрАЖ9-4 НРmах = 2т; HPmах = 0,8T для бронзы всех марок.
Тепловой расчет, охлаждение и смазка. В червячных передачах происходят значительные потери передаваемой мощности на трение, поэтому они работают с большим тепловыделением. Смазочные свойства масла при нагреве резко ухудшаются и возникает опасность заедания передачи. При установившемся режиме работы червячного редуктора количество тепла, выделяемого в нем, равно количеству отводимого от него тепла. Этот тепловой баланс устанавливается при определенном перепаде температур между находящимся в редукторе маслом и окружающим корпус воздухом. Тепловой режим работы редуктора нормальный, если перепад температур находится в допустимых пределах. Поэтому для червячных редукторов производят тепловой расчет. Количество теплоты, выделяющейся в передаче в секунду, или тепловая мощность
(11.84)
где P1 – мощность на входном валу, Вт; η – КПД передачи
Количество тепла, отводимое через поверхность охлаждения корпуса редуктора,
(11.85)
где А – площадь поверхности охлаждения, м2;t1 – внутренняя температура редуктора или температура масла, °С; t0 – температура окружающей среды (воздуха), °С; К – коэффициент теплоотдачи
В площадь поверхности охлаждения А входит площадь наружной поверхности корпуса редуктора без днища. Если корпус снабжен охлаждающими ребрами, то учитывают только 50% площади их поверхности.
Допускаемое значение t1 зависит от сорта масла, его способности сохранять смазывающие свойства при повышении температуры. Для обычных редукторных масел допускают t1= 60...70°С. При проектировании обычно принимают t0 = 20°С.
В закрытых небольших помещениях при отсутствии вентиляции К = 8... 10, в помещениях с интенсивной вентиляцией K=14...17.
Если
Ф1, (11.86)
то естественного охлаждения достаточно. В противном случае нужно применять искусственное охлаждение.
Искусственное охлаждение осуществляют следующими способами:
1. Обдув корпуса воздухом с помощью вентилятора.
2. Устраивают внутри корпуса змеевики с проточной водой.
3. Применяют циркуляционные смазки со специальными холодильниками.
Глубина погружения колес в масло не должна превышать высоты зуба или витка червяка для быстроходных колес и 1/3 радиуса тихоходных колес. Рекомендуемое количество масла, заливаемого в корпус, 0,5...0,7 л на 1 кВт передаваемой мощности. Сорт масла выбирают по справочникам в зависимости от окружной скорости и нагруженности передачи.