КПД червячной передачи определяют по формуле (11.48). Различие только в определении потерь в зацеплении. По аналогии с винтовой парой К.П.Д. зацепления при ведущем червяке определяется по формуле:
(11.67)
КПД увеличивается с увеличением числа заходов червяка (увеличивается ) и с уменьшением коэффициента трения или угла трения ф. Если ведущим является колесо, то меняется направление сил и тогда получим
(11.68)
При ≤ , 3 = 0 передача движения в обратном направлении (от колеса к червяку) невозможна. Получаем самотормозящую червячную пару.
Экспериментально установлено, что коэффициент трения зависит от скорости скольжения. С увеличением vs снижается . Это объясняется тем, что повышение vs приводит к переходу от режимов полужидкостного трения к жидкостному трению. Значения коэффициента трения также зависят от шероховатости поверхностей трения и качества смазки.
Для предварительных расчетов, когда и vs не известны, КПД можно выбирать по средним значениям из таблицы 11.4.
Таблица 11.4
Z1 |
1 |
2 |
4 |
|
0,7.. .0,75 |
0,75.. .0,82 |
0,87.. .0,92 |
После определения размеров передачи КПД уточняют расчетом.
Силы в зацеплении. В червячном зацеплении (см. рис. 11.24) действуют: окружная сила червяка Ft1, равная осевой силе червяка Fa2,
(11.69)
окружная сила колеса Ft2, равная осевой силе червяка Fa1
(11.70)
радиальная сила
(11.71)
нормальная сила
(11.72)
В осевой плоскости силы Ftz и Fr являются составляющими Fn = Fncos (проекция нормальной силы на осевую плоскость). Т1 -- момент на червяке, Т2 — момент на колесе:
Т2=Т (11.73)