Цилиндрические зубчатые передачи
Расчет прямозубых цилиндрических передач на прочность
Расчет прямозубых и косозубых цилиндрических передач стандартизован ГОСТ 21354-87. Рассмотрим основы расчета с некоторыми упрощениями.
Силы в зацеплении. На рисунке 11.6 Fn – нормальная сила действующая по линии зацепления к рабочим поверхностям зубьев. Переносим силу Fn в полюс зацепления и раскладываем на окружную силу Ft и радиальную силу Fr. Такая расчетная схема используется для расчета валов и опор. При известном Т1 можно записать
, (11.4)
далее через нее выражают остальные составляющие:
(11.5)
Расчет зубьев на контактную прочность. Наименьшей контактной усталостной прочностью обладает околополюсная зона, где наблюдается однопарное зацепление (рисунок 11.3).
Рисунок 11.6 – Силы, действующие в прямозубом цилиндрическом зацеплении
Рисунок 11.7 – Схема к расчету прочности зубьев по контактным напряжениям
Поэтому расчет контактных напряжений принято выполнять при контакте в полюсе зацепления (рисунок 11.7). Контакт зубьев рассматривают как контакт двух цилиндров с радиусами ρ1 и ρ2. Контактные напряжения определяют по формуле (1.4)
.
Для прямозубых передач с учетом формул (11.3) – (11. 5)
. (11.6)
Радиусы кривизны эвольвент зубьев в зоне контакта
. (11.7)
Тогда
, (11.8)
где , знак «+» – для наружного, а «–» – для внутреннего зацепления.
Подставляя полученные выражения (11.6)и(11.8)в формулу (1.4) и заменяя получаем
. (11.9)
Параметр u = называют передаточным числом.
Значения расчетных контактных напряжений одинаковы для шестерни и колеса. Поэтому расчет выполняют для того из пары колес, у которого меньше допускаемое напряжение нр.
Формулу (11.9) используют для проверочного расчета, когда все необходимые размеры и другие параметры передачи известны. При проектном расчете требуется определить размеры передачи по заданным условиям: крутящему моменту Т1 или Т2 и передаточному числу и. Для этого формулу (11.9) решают относительно d1 или а. Неизвестные параметры выбирают по рекомендациям из справочников. В нашем случае принимаем dw1 = d1; = = 20° (sin2 = 0,64), KHv = 1,15 (этот коэффициент зависит от окружной скорости и, которая пока не известна, поэтому принято некоторое среднее значение). Из составляющих коэффициента Кн [см. формулу (11.3)] остается Кнβ.. Вводим новое обозначение – коэффициент ширины шестерни относительно делительного диаметра. Подставляя принятые значения в формулу (11.9) и решая относительно d1, получаем
. (11.10)
Решая относительно межосевого расстояния а, заменяем : и вводим – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния. После преобразований с учетом зависимости
(11.11)
получим
. (11.12)
При расчетах цилиндрических зубчатых передач чаще используют формулу (11.12), так как габариты передачи определяет межосевое расстояние. Значения Ки выбирают по рекомендациям из справочников.