Ременные передачи
Общие сведения. Ремни. Шкивы
Ременная передача обычно состоит из двух шкивов 1 и 2, соединенных между собой ремнем 3, и натяжного устройства 4, создающего контактные давления между ремнем и шкивами и обеспечивающего за счет сил трения передачу энергии. Чаще всего начальное натяжение создается при монтаже передачи (без натяжного устройства) (рис. 3.1 а).
Рис. 3.1
Обычно с помощью ремня передают движение между параллельными валами, вращающимися в одну сторону.
По форме сечения ремней различают плоско-, кругло- и клиноременные передачи (рис. 3.1 б, в, г).
Основные достоинства передач: простота конструкций, сравнительно малая стоимость, способность передавать вращательное движение на большие расстояния и работать с высокими скоростями, плавность работы и малый шум, малая чувствительность к толчкам, ударам и перегрузкам, отсутствие смазочной системы.
Основные недостатки: невысокая долговечность ремня, большие радиальные габариты, значительные нагрузки на валы и опоры, непостоянство передаточного отношения.
Передача используется как понижающая частоту вращения. Передаваемая мощность до 50 кВт, окружная скорость до 50 м/с, макси-
мальное передаточное отношение 6 для передач без натяжного ролика и 10 для передач с натяжным роликом; допускают кратковременную перегрузку до 300 %.
Ременную передачу применяют обычно в качестве быстроходной ступени привода, устанавливая ведущий шкив на вал двигателя. В этом случае ее габариты и масса оказываются сравнительно небольшими.
Ремни должны обладать достаточно высокой прочностью при действии переменных нагрузок, иметь большой коэффициент трения в контакте со шкивом и высокую износостойкость.
Плоские ремни имеют прямоугольное сечение (см. рис.3.1 6,3.2) и малую толщину. Их получают путем соединения (склеиванием, сшиванием) концов полос ткани (прорезиненной, хлопчатобумажной, шерстяной, капроновой и др.), кожи и синтетических материалов.
Круглые ремни (кожаные, капроновые и др.) применяют в машинах малой мощности (швейных и бытовых машинах, настольных станках и др.) (рис.3.1в).
Клиновые ремни используются в настоящее время наиболее широко. Они обеспечивают передачам большую тяговую способность и меньшие габариты по сравнении с плоскоременными передачами, могут передавать вращение на несколько валов одновременно, допускают передаточное отношение i= 6 - 8 без натяжного ролика. Однако они менее быстроходны (скорость до 30 м/с), имеют более низкий (на 1-2%) КПД и могут применяться лишь как открытые.
Получили распространение поликлиновые ремни с высокопрочным полиэфирным кордон в плоской части, также работающие на шкиве с клиновыми канавками. Рекомендуемое число ребер от 2 до 20, допускаемое– 50. При одинаковой мощности ширина такого ремня в 1,5-2 раза меньше ширины комплекта обычных клиновых ремней. Благодаря высокой гибкости допускается применение шкивов меньшего диаметра, чем в клиноременной передаче, большая быстроходность (до 40-50 м/с) и большие передаточные отношения (до 15).
Шкивы. Их конструктивные формы определяются преимущественно их размерами (обычно наружным диаметром), типом передачи, видом производства (единичное, серийное, массовое), возможностями предприятия-изготовителя.
Рис. 3.5
Шкивы большого диаметра выполняют для облегчения с углублениями и отверстиями, а также с четырьмя - шестью спицами (см. рис. 3.5). Такие шкивы условно состоят из трех частей: обода (1) – части шкива, несущей ремень; ступицы (2) - части шкива, с помощью которой его соединяют с валом; спиц (3) (или диска), связывающих обод со ступицей.
Шкивы изготовляют из чугуна марок СЧ 10 и СЧ 15, легких сплавов и пластмасс при работе передачи с небольшими скоростями и из сталей (25Л, 15 и др.) при окружных скоростях свыше 30 м/с.