Усилия в элементах передачи. Расчет передачи
Натяжение от силы тяжести
(4.1)
где q – масса цепи длиной 1 м; a – межосевое расстояние; fц – стрела провисания.
Провисание обеспечивает более плавную работу передачи и меньшее изнашивание в шарнирах цепи. Стрелу провисания ведомой ветви новой цепи на основании практического опыта назначают равной fц = 0.02а при γ≤40° и (0.015–0.01)а при γ> 40°, где γ – угол наклона ветви к горизонту.
В процессе работы под нагрузкой ведущая ветвь растягивается силой
(4.2)
где Ft – окружная сила; Fq – натяжение в ведомой ветви от силы тяжести; – натяжение цепи от действия центробежных сил; Fд – динамическая нагрузка в передаче от неравномерного хода цепи.
В расчетах цепных передач влияние Fд на работоспособность учитывают с помощью специальных коэффициентов.
Ведомая ветвь под нагрузкой растягивается силой
(4.3)
Окружная сила
(4.4)
здесь Р – мощность, передаваемая цепью; d1 - диаметр делительной окружности ведущей звездочки.
Нагрузка на валы цепной передачи при средних скоростях движения цепи (υц<15 м/с)
(4.5)
где k = 1.15 (для горизонтальной передачи) и 1.05 (для вертикальной).
Число зубьев Z1 и Z2 звездочек выбирают из условия обеспечения минимальных габаритов и более плавного хода цепи.
На практике стремятся к тому, чтобы a.= (30-50)t .
В основу расчета износостойкости шарниров положено условие триботехнической надежности в форме
(4.6)
где Pu и [Pu] – соответственно расчетное и допускаемое по износостойкости давления (удельная нагрузка) в шарнире.
Расчетное давление в шарнире связано с внешней нагрузкой и геометрическими параметрами цепи очевидным соотношением, вытекающим из уравнения равновесия звена цепи:
(4.7)
где – номинальное давление в шарнире; Kд – коэффициент динамичности; Km – коэффициент, учитывающий число рядов цепи (равен 1; 1.7; 2.5; 3 соответственно для m = 1; 2; 3; 4); Aon – опорная поверхность шарнира.