Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Особенности расчета конструирования и надежной эксплуатации - Несущие детали и опорные устройства механизмов

Article Index
Особенности расчета конструирования и надежной эксплуатации
Особенности геометрии косозубых, шевронных и конических передач
Особенности геометрии конических колес
Усилия в зацеплении зубчатых передач
Материалы, термообработка для зубчатых колес
Расчеты зубьев на сопротивление усталости по изгибным и контактным напряжениям
Червячные передачи
Усилия в зацеплении
Тепловой расчет и охлаждение червячных передач
Ременные передачи
Скольжение ремня
Усилия и напряжения в ремнях.
Тяговая способность и КПД передачи
Цепные передачи
Усилия в элементах передачи. Расчет передачи
Несущие детали и опорные устройства механизмов
Опоры валов и осей. Классификация подшипников
Динамическая грузоподъемность подшипников качения
Выбор подшипников и определение их ресурса
Муфты механических приводов
Муфты общего назначения. Особенности расчета
Предохранительные муфты
Соединение деталей и узлов машин
Расчет на прочность и проектирование сварных соединений при постоянных нагрузках
Соединения типа вал - ступица: шпоночные, шлицевые
Шлицевые соединения
Профильные соединения. Штифтовые соединения.
Расчет резьбовых соединений на прочность
All Pages

Несущие детали и опорные устройства механизмов


Валы и оси. Классификация. Расчет на прочность. Материалы

Для поддержания вращающихся деталей и для передачи вращающе­го момента от одной детали к другой (в осевом направлении) в кон­струкциях используют прямые валы в форме тел вращения, устанавли­ваемые в подшипниковых опорах.

В зависимости от воспринимаемых сил различают простые валы, торсионные валы и оси.

Расчет на прочность. Этот расчет является основным для валов приводов, поэтому его выполняют в три этапа. На первом этапе (предварительный расчет) при отсутствии данных об изгибающих мо­ментах диаметр вала (в миллиметрах) приближенно может быть найден по известному вращающему моменту Т из условия прочности по зани­женным значениям допускаемых напряжений при кручении:

clip_image349 (5.1)

где Т - вращающий момент, Н.м; clip_image351допускаемое напряжение на кручение (12-20 МПа для стальных валов); Р – передаваемая мощ­ность, кВт; n– частота вращения вала, мин-1.

На втором этапе разрабатывают конструкцию вала, обеспечивая условия технологичности изготовления и сборки.

На третьем этапе производят проверочный расчет – оценку ста­тической прочности и сопротивления усталости. Здесь же выполняют расчеты на жесткость, устойчивость и колебания.

На статическую прочность валы рассчитывают по наибольшей возможной кратковременной нагрузке (с учетом динамических и удар­ных воздействий), повторяемость которой мала и не может вызвать усталостного разрушения ( например, по нагрузке в момент пуска установки). Валы могут быть нагружены постоянными напряжениями, например, от неуравновешенности вращающихся деталей.

Так как валы работают в основном в условиях изгиба и круче­ния, а напряжения от осевых сил малы, то эквивалентное напряжение в точке наружного волокна по энергетической теории прочности оп-

ределяют по формуле

clip_image353 (5.2)

где clip_image306[1] и clip_image356соответственно наибольшее напряжение в расчетном сечении вала от изгиба моментом Mu и кручения моментом Mk.

Напряжения

clip_image358 (5.3)

где Wx и Wp – соответственно осевой и полярный момента сопро­тивления сечения вала

Так как clip_image360, то можно записать

clip_image362 (5.4)

где d диаметр вала.

Обычно крутящий момент MZ (внутренний силовой фактор) в расчетном сечении вала равен вращающему моменту T (внешней на­грузке на вал).

Запас прочности по пределу текучести

clip_image364 (5.5)

Обычно принимают clip_image366= 1.2-1.8.

Сечение (сечения), в котором следует определить запас nT, находят после построения эпюр изгибающих и крутящих моментов. Ес­ли нагрузки действуют на вал в разных плоскостях, то сначала силы проектируют на координатные оси и строят эпюры моментов в коорди­натных плоскостях. Далее производят геометрическое суммирование изгибающих моментов.

Если угол между плоскостями действия сил не более 30º, то для простоты считают, что все силы действуют в одной плоскости.

Технические условия на изготовление валов зависят от требова­ний к конструкции. Обработку валов производят обычно в центрах.

Наиболее жесткие требования по точности и шероховатости по­верхности предъявляются к шейкам валов, на которые устанавливают подшипники качения. Шероховатость Ra шеек назначают равной 0.32-1.25 мкм. Овальность и конусность мест посадки определяются до­пуском на диаметр шейки.

Для изготовления валов используют углеродистые стали марок 20, 30, 40, 45 и 50, легированные стали марок 20Х, 40Х, 40ХН, I8X2H4A, 40XH2MA и др., титановые сплавы BT3-1, ВТ6 и ВТ9.

Выбор материала, термической и химико-термической обработки определяется конструкцией вала и опор, условиями эксплуатации. Так, например, быстроходные валы, вращающиеся в подшипниках скольжения, требуют высокой твердости цапф (посадочных хвостови­ков валов), поэтому такие валы изготовляют из цементуемых сталей I2X2H4A, 18ХГТ или азотируемых сталей 38Х2МЮА и др. Валы-шестерни

по этой же причине выполняют из цементуемых сталей I2XH3A, I2X2H4A и т.п. Валы под насадные зубчатые колеса серийных редук­торов изготовляют из улучшенной стали 45 (255-285 НВ) и 40Х (269-302 НВ). Участки валов, контактирующие с уплотнительными манжетами, должны иметь твердость поверхности не менее 30 HRC.

Длинные полые валы иногда выполняют (намоткой) из композици­онных материалов.