Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Особенности расчета конструирования и надежной эксплуатации - Червячные передачи

Article Index
Особенности расчета конструирования и надежной эксплуатации
Особенности геометрии косозубых, шевронных и конических передач
Особенности геометрии конических колес
Усилия в зацеплении зубчатых передач
Материалы, термообработка для зубчатых колес
Расчеты зубьев на сопротивление усталости по изгибным и контактным напряжениям
Червячные передачи
Усилия в зацеплении
Тепловой расчет и охлаждение червячных передач
Ременные передачи
Скольжение ремня
Усилия и напряжения в ремнях.
Тяговая способность и КПД передачи
Цепные передачи
Усилия в элементах передачи. Расчет передачи
Несущие детали и опорные устройства механизмов
Опоры валов и осей. Классификация подшипников
Динамическая грузоподъемность подшипников качения
Выбор подшипников и определение их ресурса
Муфты механических приводов
Муфты общего назначения. Особенности расчета
Предохранительные муфты
Соединение деталей и узлов машин
Расчет на прочность и проектирование сварных соединений при постоянных нагрузках
Соединения типа вал - ступица: шпоночные, шлицевые
Шлицевые соединения
Профильные соединения. Штифтовые соединения.
Расчет резьбовых соединений на прочность
All Pages

Червячные передачи


 

Общие сведения. Геометрические и кинематические особенности червячных передач

Червячная передача представляет собой передачу, у которой ведущее колесо (червяк) выполнено с малым числом зубьев (Z1 = 1 – 4), а ведомое (червячное) колесо имеет большое число зубьев (Z2 > 28). Угол скрещивания осей обычно составляет 90°.

Червяки бывают:

червяк, торцовым профилем которого является архимедова спи­раль (рис.2.1), называют архимедовым;

конволютный червяк:

эвольвентный червяк представляет собой косозубое зубчатое колесо с очень большим углом наклона и малым числом зубьев.

Червяки имеют стандартный угол профиля α = 20° в осевом се­чении.

Достоинства червячных передач состоят в возможности получе­ния больших передаточных отношений в одной ступени (обычно i = 10-60, реже i= 60-100), плавности и бесшумности работы, воз­можности самоторможения.

clip_image186

Рис. 2.1. Передача с цилиндрическим червяком

clip_image188

Рис. 2.2. Зацепление червячной передачи

Основной недостаток передач - низкий КПД, который ведет к большому тепловыделению и часто требует для отвода теплоты приме­нения специальных устройств (обдув, оребрение корпуса и др.). Это, а также необходимость применения цветных металлов существен­но ограничивают области использования червячных передач (мощность до 50-60 кВт, окружная скорость до 15 м/с).

Диаметры колес определяются, как для цилиндрических зубчатых колес при коэффициенте высоты головки clip_image099[1] = 1 и коэффициенте ра­диального зазора clip_image101[1].

Диаметр делительного цилиндра червяка (см. рис. 2.2)

clip_image191 (2.1)

где clip_image193 – осевой модуль червяка, стандартизован ГОСТ 19642-74 (m = 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10;

12.5 и т.д.); Р - шаг червяка; q - коэффициент диаметра червя­ка, принимаемый в зависимости от модуля m для обеспечения жест­кости.

Делительный угол подъема винтовой линии γ (обычно 5-20°) оп­ределяется из формулы

clip_image195 (2.2)

где Z1 = 1; 2; 4 - число витков (заходов) червяка.

При меньшем числе заходов Z1, угол γ будет меньше, будет ниже и КПД; при больших Z1 увеличиваются радиальные габариты и стоимость передачи. В передачах мощных приводов не рекомендуют использовать однозаходные червяки из-за больших потерь и сильного нагрева.

При U = 10-18, 18-40 число заходов соответственно 4 и 2, а при U > 40 число заходов 1 .

Диаметры окружностей вершин и впадин червяка

clip_image197 (2.3)

где clip_image099[2] = 1,0 – коэффициент высоты головки; clip_image199 ко­эффициент высоты ножки; clip_image201 = 0,2 – коэффициент радиального за­зора.

Червячное колесо является косозубым с углом наклона линии зуба clip_image203.

clip_image205 (2.4)

где Z2 – число зубьев колеса.

Межосевое расстояние

clip_image207 (2.5)

Длина b1 нарезной части червяка принимается такой, чтобы обеспечить зацепление с возможно большим числом зубьев колеса.

Ширина колеса b2 назначается из условия получения угла об­хвата червяка колесом

clip_image209 (2.6)

За один оборот червяка зуб колеса, контактирующий с его некоторым витком, переместится по окружности на расстояние clip_image211

подъема витка и колесо повернется на угол clip_image213. Передаточное отношение червячной передачи

clip_image215 (2.7)

Обычно i = 20-60 в силовых передачах i ≤ 300 в кинемати­ческих цепях приборов и делительных механизмов.

Наблюдается скольжение в червячном зацеплении. Витки червяка скользят при движении по зубьям колеса.

Для уменьшения износа материалы червяка и колеса должны образовывать антифрикционную пару, имеющую минимально возможный ко­эффициент трения . для повышения прочности и жесткости червяки обычно изготовляют из стали 40ХН, I2XH3A, ЗОХГСА и др., а колеса – из бронз БрА9ЖЗЛ, БрА10Ж4Н4Л или венцы колес '- из бронзы БрО10Ф1.

КПД передачи

clip_image217 (2.8)

где Т1 и clip_image219– вращающий момент и угловая скорость червяка; Т2 и clip_image221– то же для колеса.

В предварительном расчете можно для Z1 = 1; 2; 4 соответст­венно принять clip_image223 = 0,7-0,75; 0,75-0,82; 0,87-0,92.

Невысокий КПД свидетельствует о том, что в червячной переда­че значительная часть энергии превращается в теплоту. Вызванное этим повышение температуры ухудшает защитные свойства масляного слоя, увеличивает опасность заедания и выхода передачи из строя.