Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Особенности расчета конструирования и надежной эксплуатации - Усилия в зацеплении зубчатых передач

Article Index
Особенности расчета конструирования и надежной эксплуатации
Особенности геометрии косозубых, шевронных и конических передач
Особенности геометрии конических колес
Усилия в зацеплении зубчатых передач
Материалы, термообработка для зубчатых колес
Расчеты зубьев на сопротивление усталости по изгибным и контактным напряжениям
Червячные передачи
Усилия в зацеплении
Тепловой расчет и охлаждение червячных передач
Ременные передачи
Скольжение ремня
Усилия и напряжения в ремнях.
Тяговая способность и КПД передачи
Цепные передачи
Усилия в элементах передачи. Расчет передачи
Несущие детали и опорные устройства механизмов
Опоры валов и осей. Классификация подшипников
Динамическая грузоподъемность подшипников качения
Выбор подшипников и определение их ресурса
Муфты механических приводов
Муфты общего назначения. Особенности расчета
Предохранительные муфты
Соединение деталей и узлов машин
Расчет на прочность и проектирование сварных соединений при постоянных нагрузках
Соединения типа вал - ступица: шпоночные, шлицевые
Шлицевые соединения
Профильные соединения. Штифтовые соединения.
Расчет резьбовых соединений на прочность
All Pages

Усилия в зацеплении зубчатых передач

При определении сил в зацеплении используют методы теорети­ческой механики, а силами трения пренебрегают ввиду их малости.

Прямозубая цилиндрическая передача


clip_image134

clip_image136

Нормальная сила Fn направлена по линии зацепления (как по общей нормали к рабочим поверхностям зубьев).

Силу Fn раскладывают на окружную Ft и радиальную Fr составля­ющие:

clip_image138

clip_image140– изгибающая зуб, clip_image142 сжимающая зуб,

clip_image144 (1.17)

clip_image058[1]– угол главного профиля,

где clip_image147 угол зацепления; Т – вращающий момент на колесе (шестерне).

Векторы радиальных сил у колес с внешним зацеплением направ­лены я центру, а у колес с внутренним зацеплением – от центра зубчатого колеса.

Косозубая и шевронная цилиндрические передачи.

Силу в зацеплении передачи раскладывают на окружную Ft , осевую Fa и радиальную Fr составляющие (рис. 1.7 а):

clip_image149clip_image151 (1.18)

где clip_image153 угол зацепления косозубой передачи в нормальном сече­нии; βугол наклона линии зуба.

Осевая сила Fa, стремящаяся сдвинуть колесо вдоль оси вала, дополнительно нагружающая опоры валов, детали корпусов, является недостатком косозубых передач.

Направление окружной и радиальной сил такое же, как и в пря­мозубой передаче. Осевая сила параллельна оси колеса, а направле­ние вектора зависит от направления вращения колеса и направления линии зуба (рис. 1.8).


Конические зубчатые передачи.

В зацеплении прямозубой кони­ческой передачи (см. рис. 1.7 б) нормальная сила Fn также

clip_image155

Рис. 1.7. Усилия в зацеплениях косозубых (а) и конических (6) колес

раскладывается на три составляющие, рассчитываемые по среднему делительному диаметру d:

clip_image157 (1.19)

Направления сил на ведущем и ведомом колесах противоположны, и имеют место равенства clip_image159.

clip_image161

Рис. 1.8. Направления сил на ведущем колесе косозубой передачи