Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Особенности расчета конструирования и надежной эксплуатации - Шлицевые соединения

Article Index
Особенности расчета конструирования и надежной эксплуатации
Особенности геометрии косозубых, шевронных и конических передач
Особенности геометрии конических колес
Усилия в зацеплении зубчатых передач
Материалы, термообработка для зубчатых колес
Расчеты зубьев на сопротивление усталости по изгибным и контактным напряжениям
Червячные передачи
Усилия в зацеплении
Тепловой расчет и охлаждение червячных передач
Ременные передачи
Скольжение ремня
Усилия и напряжения в ремнях.
Тяговая способность и КПД передачи
Цепные передачи
Усилия в элементах передачи. Расчет передачи
Несущие детали и опорные устройства механизмов
Опоры валов и осей. Классификация подшипников
Динамическая грузоподъемность подшипников качения
Выбор подшипников и определение их ресурса
Муфты механических приводов
Муфты общего назначения. Особенности расчета
Предохранительные муфты
Соединение деталей и узлов машин
Расчет на прочность и проектирование сварных соединений при постоянных нагрузках
Соединения типа вал - ступица: шпоночные, шлицевые
Шлицевые соединения
Профильные соединения. Штифтовые соединения.
Расчет резьбовых соединений на прочность
All Pages

Шлицевые соединения

Общие сведения. Шлицевое соединение условно можно рассмат­ривать как многошпоночное, у которого шпонки выполнены как од­но целое с валом. По сравнению со шпоночными соединениями они имеют меньшие радиальные габариты, высокую несущую способность, взаимозаменяемы и обеспечивают хорошее центрирование деталей. Эти преимущества позволяют использовать соединения в условиях массового производства конструкций и при большей частоте вращения валов.

По форме поперечного сечения различают три типа соедине­ний: прямобочные ГОСТ 1139-80; эвольвентные ГОСТ 6033-80; треугольные (изготовляются по отраслевым стандартам).

Проектирование и расчет соединений. Основные размеры (на­ружный диаметр D и длину l) шлицевого соединения задают при конструировании вала. Длину соединения принимают не более 1.5D; при большей длине существенно возрастает неравномерность распределения нагрузки вдоль зубьев и трудоемкость изготовления.

clip_image492

Учитывая, что соединения в ма­шинах выходят из строя преимущест­венно из-за повреждения рабочих по­верхностей зубьев (смятие, износ) и усталостного разрушения шлицевых валов, после проектирования выполняют проверочный расчет зубьев.

Условие прочности по допуска­емым напряжениям смятия имеет вид

clip_image494 (6.10)

clip_image497

где dm – средний диаметр соединения; Z – число зубьев; h и lсоответственно высота и длина поверхности контакта зубь­ев; clip_image248[4]– коэффициент, учитывающий неравномерное распределение нагрузки между зубьями и вдоль зубьев clip_image248[5]= 0.5-0.7); clip_image488[2]– допускаемое напряжение смятия на боковых поверхностях.