Особенности геометрии косозубых, шевронных и конических передач
Развернем на плоскость поверхность делительного цилиндра. Угол β называется углом наклона линии зуба. Два колеса в зацеплении должны иметь одинаковые углы β, причем при внешнем зацеплении направление винтовых линий у них разное(на одном колесе – правое, а на другом – левое).
У косозубых колес различают окружной шаг Pt (в торцовом сечении), нормальный шаг Pn (в нормальном сечении) и соответственно окружной (торцовый) модуль , нормальный модуль .
Стандартным расчетным модулем является нормальный модуль, т.е. m=mn.
Очевидны следующие соотношения:
(1.7)
(1.8)
Зацепление косозубых колес в торцовом сечении аналогично зацеплению прямозубых колес. Поэтому геометрический расчет косозубых колее производится по формулам для прямозубых колес с подстановкой в них параметров торцового сечения. Например, диаметры делительных окружностей определяются по формулам
(1.9)
В косозубой передаче каждый зуб входит в зацепление не сразу по всей длине, а постепенно.
Для передач () X1 = Х2 = 0
(1.10)
Угол наклона линии зуба назначают β = 8-15º, для шевронных β = 30-45°. Менее 8° <β выполнять не следует, так как утрачиваются преимущества косозубых передач перед прямозубыми.
[1] Размеры даны для колес с внешними зубьями.