Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Особенности расчета конструирования и надежной эксплуатации - Цепные передачи

Article Index
Особенности расчета конструирования и надежной эксплуатации
Особенности геометрии косозубых, шевронных и конических передач
Особенности геометрии конических колес
Усилия в зацеплении зубчатых передач
Материалы, термообработка для зубчатых колес
Расчеты зубьев на сопротивление усталости по изгибным и контактным напряжениям
Червячные передачи
Усилия в зацеплении
Тепловой расчет и охлаждение червячных передач
Ременные передачи
Скольжение ремня
Усилия и напряжения в ремнях.
Тяговая способность и КПД передачи
Цепные передачи
Усилия в элементах передачи. Расчет передачи
Несущие детали и опорные устройства механизмов
Опоры валов и осей. Классификация подшипников
Динамическая грузоподъемность подшипников качения
Выбор подшипников и определение их ресурса
Муфты механических приводов
Муфты общего назначения. Особенности расчета
Предохранительные муфты
Соединение деталей и узлов машин
Расчет на прочность и проектирование сварных соединений при постоянных нагрузках
Соединения типа вал - ступица: шпоночные, шлицевые
Шлицевые соединения
Профильные соединения. Штифтовые соединения.
Расчет резьбовых соединений на прочность
All Pages

Цепные передачи

 

Общие сведения. Цепи. Материалы

Цепными называют передачи с помощью цепей. Передача состоит обычно из ведущей 1 и ведомой 2 звездочек, связанных между собой приводной цепью (3) (в маш иностроении применяют также грузовые и тяговые цепи) (рис. 4.1).

Цепные передачи используют в качестве понижающих или повыша­ющих для передачи вращения между параллельными валами.

clip_image325

Передаваемая мощность обычно не превы­шает 100 кВт, межосевое рас­стояние до 6-8 м.

Цепные передачи в сравне­нии с ременными имеют значи­тельно меньшие габариты и на­грузки на валы, более высокий КПД (clip_image223[3]= 0.96-0.98), в них исключено окружное проскальзы­вание цепи по звездочке.

Недостатки передачи: "вытягивание" цепей (увеличение шага цепей вследствие износа шарни­ров) и, как следствие, необходимость применения натяжных устройств, необходимость ухода при эксплуатации (смазка, регулирование), шум, неравномерность хода.

clip_image329

Роликовая цепь состоит из последовательно чередующихся внут­ренних 1 и внешних 2 звеньев, которые шарнирно соединены между собой. Каждое звено выполнено из двух пластин, напрессован­ных на втулки 3 (у внутренних звеньев) или оси 4 (у наружных звеньев). Втулки и оси образу­ют шарниры, которые обеспечи­вают '"гибкость" цепи. Для уменьшения износа зубьев звез­дочек на втулку перед сборкой звена надевают ролик 5, свободно вращающийся на ней (рис. 4.2).

Основным параметром приводных цепей является шаг t – рас­стояние между осями двух смежных роликов наружного или внутренне­го звена, от которого зависит несущая способность цепи. Основные размеры и характеристики цепей зависят от шага.

Материалы. Пластины (2, 1) цепей изготовляют из среднеуглеродистых и легированных сталей 45, 50, 40Х, 40ХН и др. и затем за­каливают до твердости не менее 32 HRC. Оси, втулки и ролики (4, 3, 5) обычно изготовляют из сталей 15, I5X, 20Х, I2XH3A и др., цементуют и подвергают закалке до твердости не менее 45 HRC. Звездочки тихоходных слабонагруженных передач изготовляют из чу­гуна СЧ 20 с закалкой или из других антифрикционных высокопрочных

марок чугуна.

Звездочки быстроходных и тяжелонагруженных передач изготов­ляют из углеродистых легированных сталей (45, 40Х, 40ХН) или из сталей 15, 20, I2X2H4A.

Для обеспечения удовлетворительной работы цепи на средних и повышенных скоростях минимальное число зубьев ведущей звездочки ограничивают. На основании экспериментальных исследований, опыта проектирования и эксплуатации передач во многих странах принято Z1min≥19 при υц > 2 м/с, где υц – скорость цепи. В тихоход­ных передачах допускается Z1min = 13-15.