Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Специальные грузоподъемные машины - Лебедки - Лебедки большой канатоемкости

Article Index
Специальные грузоподъемные машины - Лебедки
Многоскоростные лебедки с планетарным редуктором
Определение мощности двигателей и параметров передач
Лебедки с микроприводом
Лебедки со встроенной в барабан планетарной передачей
Лебедки с повышенной скоростью спуска груза
Грейферные лебедки
Одномоторные лебедки с цилиндрической планетарной муфтой
Определение мощности двигателя, моментов тормозов и параметров передач
Одномоторные лебедки с конической планетарной муфтой
Грейферные одномоторные лебедки с фрикционной муфтой
Примеры конструктивных решений
Двухмоторные лебедки с цилиндрической планетарной передачей и связью замыкающего двигателя с центральным колесом
Двухмоторные лебедки с цилиндрической планетарной передачей и связью замыкающего двигателя с обоймой
Двухмоторные лебедки с независимыми барабанами
Лебедки большой канатоемкости
Кабельные лебедки
Лебедки следящего действия
All Pages
ЛЕБЕДКИ БОЛЬШОЙ КАНАТОЕМКОСТИ


Необходимость применения

Условия эксплуатации некоторых типов грузоподъемных машин требуют большой длины подъемного каната, исчисляемой сотнями метров. Примерами машин такого рода являются башенные краны с большой высотой подъема, шахтные краны, судостроительные краны с высокой кратностью полиспаста, буксирные и траловые лебедки, судоподъемники и т.д. Использование в таких случаях обычных канатных барабанов со спиральной нарезкой при однослойной навивке каната потребовало бы неприемлемого увеличения диаметра и длины барабана. В то же время применение коротких барабанов и многослойной навивки канатов затрудняется тем, что при значительном усилии в канате внутренние витки многослойно навитого каната будут испытывать большое давление со стороны наружных витков, что приведет к деформации и повреждению канатов, врезанию витков друг в друга.

Поэтому рационально применение лебедок, в которых канат поступает в канатосборное устройство не с номинальным, а значительно меньшим натяжением, когда можно успешно реализовать многослойную навивку. Этот эффект реализуется в перематывающих лебедках.


 Перематывающие лебедки с канатосборным барабаном

Принцип действия

Перематывающая лебедка (рис. 35,а) состоит из двух жестко связанных между собой зубчатыми колесами 3,5,7 барабанов 1 и 2 с кольцевыми (а не винтовыми) нарезками, которые являются по существу многожелобчатыми приводными блоками. Канат поступает в лебедку из грузового полиспаста с натяжением Sm (рис. 36,а), набегает на барабан 1, сбегает с барабана 2 и поступает через канатоукладчик 19 на канатосборный барабан 16 с натяжением S0. Передача усилий от барабана к канату происходит за счет сил трения. Сцепление каната с барабаном будет достаточным для подъема груза весом G, если в выходящей из лебедки ветви каната действует определенное усилие S0, которое при принятом числе витков каната нужно для создания в первой ветви каната усилия Sm. Если усилие S0 внезапно почему-то уменьшится, то произойдет падение груза.

clip_image138

Рис. 35. Перематывающая лебедка с канатосборным барабаном

Натяжения ветвей каната создают значительные стягивающие силы и вызывают существенный изгиб барабанов. Для разгрузки валов и опор барабанов между барабанами располагаются распорные катки 6, на которые опираются бандажи барабанов 4,8. Диаметры бандажей 4,8 и диаметры зубчатых колес 3,7 (соответственно диаметры катков 6 и приводной шестерни 5) не равны друг другу, поэтому при фиксированном межосевом расстоянии катки 6 и шестерня 5 имеют разные частоты вращения и катки 6 должны быть свободно установлены на валу шестерни 5.

Канатосборное устройство – канатосборный барабан 16 (см. рис. 35) зафиксирован на валу, вращающегося от закрепленного на нем диска фрикциона 13. Второй диск фрикциона 14, установленный на валу свободно, представляет собой одно целое с храповым колесом 12, которое управляется двумя собачками. Ось собачки 15 неподвижна и опирается на раму лебедки. Ось собачки 11 закреплена в ведомой звездочке 10 цепной передачи и вращается вместе с ней вокруг вала канатосборного барабана. Ведущая звездочка 9 цепной передачи связана с валом барабана 1 и вращается вместе с ним.

Рассмотрим взаимодействие узлов лебедки при подъеме груза. Ведомая звездочка 10 получает вращение в направлении, указанном на рис. 35, б стрелкой. Через собачку 11 она увлекает с собой во вращение в том же направлении храповое колесо 12. От храпового колеса, с которым связан диск 14 постоянно включенного фрикциона, вращение передается другому диску 13 и валу канатосборного барабана.

Канатосборный барабан 16, в который поступает перемотанный канат с постоянной линейной скоростью vк, должен вращаться с переменной угловой скоростью в зависимости от высоты подъема груза. Переменность угловой скорости канатосборного барабана при постоянной линейной скорости каната и переменном диаметре его навивки обеспечивается фрикционом, в котором всегда имеется проскальзывание. В нижнем положении груза диаметр навивки каната на канатосборный барабан Dmin, в верхнем – Dmax. Соответственно угловые скорости канатосборного барабана будут равны: wmax=vк/0,5Dmin, wmin=vк/0,5Dmax.

Для нормальной работы лебедки необходимо, чтобы скорость вращения звездочки 10 и храпового колеса 12 были всегда больше скорости вращения барабана 16, т.е. должно выполняться условие: w2>vк/0,5Dmin. Тогда диск фрикциона 14, связанный с храповым колесом, будет опережать диск 13, связанный с канатосборным барабаном, и к диску 13 будет приложен момент сил трения, увлекающий канатосборный барабан во вращение на подъем и создающий натяжение S0. Принимается w2=1,1wmax=1,1vк/0,5Dmin. Тогда передаточное число цепной передачи от звездочки 9 к звездочке 10: uцп=w1/w2, где частота вращения звездочки 9 w1=vк/0,5DБ. Тогда uцп=Dmin/1,1DБ.

Фрикцион канатосборного барабана создает постоянный момент, который при переменном радиусе навивки будет уравновешен переменным усилием в поступаюшем канате. Усилие S0 должно быть обеспечено даже при наибольшем диаметре навивки, поэтому момент фрикциона следует определять как Мф = S00,5Dmax.

Момент М5 на валу барабана лебедки, нужный для работы фрикциона, составит

М5ф/uцп×h, (31)

где uцп – передаточное число цепной передачи, h – к.п.д. при передаче движения от барабана 1 к валу фрикциона.

При спуске груза звездочки 9 и 10 цепной передачи (рис. 35) вращаются от двигателя D с постоянной угловой скоростью; грузовой канат увлекает канатосборный барабан 16 во вращение на спуск, при этом фрикцион постоянно проскальзывает, а храповое колесо 12 удерживается собачкой 15 (см. рис. 35, б). При скольжении подвижного диска фрикциона 13 по неподвижному 14, связанному с храповым колесом, возникает момент сил трения, притормаживающий канатосборный барабан и создающий в канате натяжение S0. Благодаря фрикциону достигается необходимая переменность угловой скорости барабана 16 в зависимости от диаметра навивки.

Канатосборные барабаны для многослойной навивки перемотанного каната выполняются с гладкой цилиндрической поверхностью и высокими ребордами. Их размеры выбираются из условия, чтобы при заданной канатоемкости число слоев каната не превышало пяти.

Для правильной укладки каната предусматриваются канатоукладчики 19 (см. рис. 35), винт которого приводится в движение передачей 17-18. Одна из конструкций канатоукладчика показана на рис. 37. Параллельно валу канатосборного барабана расположен винт 7 с правой и левой резьбой. По этому винту, опираясь на направляющие 8, передвигается каретка 2, штырь 1 которой скользит по впадине резьбы. На каретке на валиках 4 установлены ролики 6, между которыми проходит идущий с барабана канат 5. Винт вращается от вала канатосборного барабана через цепную передачу 3 (18 на рис. 35). Дойдя до края винта, например, по правой резьбе, каретка по переходной канавке переходит на левую резьбу и начинает двигаться в обратном направлении.

Необходимая частота вращения винта: nВ=nБdк/tВ, где nБ – частота вращения канатосборного барабана; dк – диаметр каната, tВ – шаг нарезки винта. Расчет элементов канатоукладчика приведен в [1].

Определение мощности двигателя

Изменение усилия в канате при огибании одного барабана подчиняется условию Эйлера: Sn=Sn-1ema, m ³ n ³ 1, где m – число канавок; a=p – угол обхвата (см. рис. 36, а), m – коэффициент трения скольжения между канатом и канавкой барабана. С учетом потерь на преодоление жесткости каната (что существенно при большом числе огибаемых канавок и достаточно больших усилиях в канате)

Sn=Sn-1emacж, (32)

где сж=1+x, x » 0,1d2к /(DБ-10) – коэффициент жесткости каната крестовой свивки при его диаметре dк и диаметре барабана DБ, выраженных в сантиметрах.

Коэффициент трения скольжения m на стальном барабан для смазанных канатов при полукруглой канавке m=0,12 (при этом радиус канавки следует строго выдерживать в пределах (0,52...0,53)dк; при канавке с подрезом m=m0b, где m=0,11 – коэффициент трения проволок по барабану; b=4(1-sin0,5g)/(p-g-sing) – коэффициент формы канавки; g = 800...1100 – угол подреза канавки.

В соответствии с формулой (32) для схем лебедки на рис. 27,а,в получим следующие выражения для усилий в ветвях каната в зависимости от натяжения S0 на выходе из лебедки:

S1=S0empcж; S2=S1empcж=S0e2mpc2ж;....; Sm-1=S0emp (m-1) ;clip_image143(33)
где m – общее число канавок с углом обхвата p на двух приводных барабанах лебедки.

Значение Sm определяется обычным образом в зависимости от весов груза G и грузозахвата q, кратности uп грузового полиспаста и его к.п.д. hп, количества и к.п.д. hН.З. направляющих блоков (рис. 36, а):

clip_image145 (34)

Минимальное усилие S0 должно быть достаточно для преодоления жесткости каната при изгибе его на канатосборном барабане; из этих соображений можно принять S0=(1500...3000)Н. Затем из формулы (33) можно определить число канавок m. Обычно получается m=10...20.

clip_image148

Рис. 36. Схемы к расчету перематывающей лебедки с канатосборным барабаном

Вес грузозахвата q должен быть достаточен для того, чтобы обеспечить сцепление каната с барабаном при спуске порожнего грузозахвата. При этом набегающая и сбегающая ветви каната меняются местами по сравнению со случаем подъема, и условие Эйлера (32) запишется в виде: clip_image151 откуда можно получить значение q.

Мощность N двигателя D (см. рис. 35) определяется по формуле: clip_image153 где hл – к.п.д. лебедки; w = vп /0,5uп(DБ+dк) – частота вращения барабана при скорости vп подъема груза. Крутящий момент М на барабанах лебедки вычисляется как сумма:

М=М12345. (35)

М1 – крутящий момент на барабанах, создаваемый усилиями в ветвях перематываемого каната (см. рис. 36,а,в): М1=(Sm-S0)×0,5DБ, где Sm определяется по (33).

Момент М2 на преодоление трения в подшипниках a, b, c, e (см. рис. 36, в) (трением в подшипниках вала шестерни 5 можно пренебречь) равен: M2=(Na+Nb+Nc+Ne)mц0,5dц, где mц – коэффициент трения в подшипниках; dц – диаметр цапфы; Na...Ne – давления на подшипники.

Давление на подшипники барабанов частично создается стягивающими силами, действующими на барабане 1-Z1 и барабане 2-Z2 (рис. 36, б, в): Z1=S1+S2+...Sm, Z2=S0+S1+...Sm-1.

Основная часть усилий Z1 и Z2 замыкается на бандажах 4,8 распорных катках 6 (рис.36, б), а на подшипники передается только неуравновешенное усилие: Z1-Z2=Sm-S0. 36)

Кроме того подшипники валов нагружаются давлениями от усилий F1, R1 и F2,R2 в зубчатых зацеплениях (рис. 36, г). При этом F1»MБ1 /0,5dЗ, F2 » MБ2/0,5dЗ, где МБ1 и МБ2 – крутящие моменты на барабанах: МБ1=[(S2-S1)+(S4-S3)+...(Sm-Sm-1)]×0,5DБ, МБ2=[(S1-S0)+(S3-S2) +...+ (Sm-1-Sm-2)]×0,5DБ, dЗ – диаметр делительной окружности колес 3,7.

Задача о распределении несимметрично приложенного усилия Z1-Z2 по (35) между подшипниками а-е является статически неопределимой. Чтобы избежать ненужных усложнений расчета, примем, что все усилие (Z1-Z2) воспринимается подшипниками с и е одного барабана.

Тогда

clip_image156

где коэффициенты ki – множители, определяемые при вычислении опорных реакций валов как статически определимых балок под действием внешних нагрузок.

Момент М3 затрачивается на преодоление трения качения бандажей 4,8 и распорных роликов 6 (рис. 36, б): М3=f(Z1+Z2)(1+D1/D2), где f – коэффициент трения качения; D1 и D2 – соответственно диаметры бандажей и распорных катков.

clip_image158

Рис. 37. Винтовой канатоукладчик

Момент М4, учитывающий потери на преодоление жесткости каната:

clip_image160 где усилия Si вычисляются по формулам (32), а clip_image162- по тем же формулам, из которых исключены степени коэффициента сж.

Определение момента М5 фрикциона канатосборного барабана производится по формуле (31).




Last Updated on Friday, 03 May 2013 05:23