Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Специальные грузоподъемные машины - Лебедки - Примеры конструктивных решений

Article Index
Специальные грузоподъемные машины - Лебедки
Многоскоростные лебедки с планетарным редуктором
Определение мощности двигателей и параметров передач
Лебедки с микроприводом
Лебедки со встроенной в барабан планетарной передачей
Лебедки с повышенной скоростью спуска груза
Грейферные лебедки
Одномоторные лебедки с цилиндрической планетарной муфтой
Определение мощности двигателя, моментов тормозов и параметров передач
Одномоторные лебедки с конической планетарной муфтой
Грейферные одномоторные лебедки с фрикционной муфтой
Примеры конструктивных решений
Двухмоторные лебедки с цилиндрической планетарной передачей и связью замыкающего двигателя с центральным колесом
Двухмоторные лебедки с цилиндрической планетарной передачей и связью замыкающего двигателя с обоймой
Двухмоторные лебедки с независимыми барабанами
Лебедки большой канатоемкости
Кабельные лебедки
Лебедки следящего действия
All Pages
Примеры конструктивных решений


В рассмотренном варианте конструкции лебедки (см. рис. 22,а) для передачи вращения к обоим барабанам могут быть применены нормаль­ные, серийно выпускаемые редукторы. Двухопорный выходной вал ре­дуктора Р2 соединяется с двухопорным валом барабана П посредст­вом зубчатой муфты М3, имеющей два зубчатых зацепления. Это обес­печивает статическую определимость всего вала (два шарнира при четырех опорах), что важно не с позиции упрощения расчета, а для нормальной работы в условиях неизбежных несоосностей и перекосов вала редуктора и вала барабана.

Включаемый при раскрытии грейфера тормоз Т2 установлен непосредственно на барабан П. Довольно значительная величина тормоз­ного момента этого тормоза, нужная для удержания грейфера с еще не высыпавшимся материалом, просто реализуется, если тормоз Т2 вы­полнен ленточным; при этом усилие прижатия ленты к барабану пере­дается на вал через ступицы барабана и далее воспринимается дву­мя подшипниками вала. Применение колодочного тормоза Т2 в этой схеме часто невозможно, поскольку момент, создаваемый даже самыми крупными колодочными тормозами может быть меньше, чем это требуется для удержания грейфера при раскрытии. Кроме того, при замкну­том колодочном тормозе система вала и барабана является трехопорной и величины нагрузок на подшипники вала становятся статически неопределенными, зависящими от отклонений при сборке.

Двухступенчатый фрикцион Ф, затягиваемый пружиной Пр (малый момент) или толкателем ГТ (большой момент), позволяет получить ве­сьма компактную конструкцию. Недостатком такой схемы является на­личие рычажной системы для передачи усилия толкателя ГТ на трущиеся поверхности фрикциона. Эта рычажная система, условно показанная на рис. 22,а в виде только одного рычага, на самой деле получается мно­гозвенной и многошарнирной (см. далее рис. 26), что усложняет как конструкцию лебедки, так и ее эксплуатацию.

Необходимость в рычажной системе отпадает, если вместо двух­ступенчатой фрикционной муфты применить два независимых фрикциона. Такой вариант показан на рисунках 22, 17 и 24. Фрикцион Ф (рис. 24), постоянно за­тянутый пружиной Пр1, обеспечивает работу лебедки при черпании и подъеме, создавая ограниченное малое усилие в поддерживающем кана­те. Для обеспечения подъема-спуска раскрытого грейфера служит многодисковая управляемая муфта УМ, диски которой через один свя­заны с валом и с барабаном посредством шпонок, шлицов, пальцев и т.д. Контакт между дисками осуществляется пружиной Пр2 при выклю­ченном магните Мг. При подаче тока в обмотку электромагнита, закре­пленную на корпусе муфты УМ, якорь магнита, связанный с крайним ди­ском, смещается вправо, дополнительно сжимая пружину Пр2 и устраняя прижатие дисков друг к другу.

Величины моментов муфты УМ (см. рис. 24), второй ступени фрикциона (см. рис. 22) и тормоза Т2 получаются весьма значительными. По-этому рассмотренные конструкции лебедок с расположением фрикционных муфт и тормоза Т2 на барабане применимы для кранов малой грузо­подъемности (обычно не более 5...8 тонн).

clip_image101

Рис. 24. Узлы одномоторной лебедки с двумя независимыми фрикционами

При большей грузоподъем­ности решение получается конструктивным, если фрикционные муфты установлены на промежуточном или входном валу редуктора Р2, который в этом случае становится специальным. Такое решение показано на рис. 25; управление этой лебедкой аналогично управлению лебедкой по рис. 22,а.

clip_image103

Рис.25. Узлы одномоторной лебедки с фрикционом на первом валу

На рис. 26 показана конструкция лебедки с размещением двух­ступенчатого фрикциона между двигателем и редуктором Р2 (в этом случае редуктор Р2 может быть выполнен нормальным).

clip_image106

Рис. 26. Узлы одномоторной лебедки с фрикционом между двигателем и редуктором

Малый момент первой ступени фрикциона создается пружиной. Для создания момента второй ступени применена рычажная система, управляемая от гидротол­кателя ГТ. При включении толкателя его шток движется вверх, а тол­катель и звенья 1,2,3,4 рычажной системы перемещаются в направле­ниях, показанных на рис. 26 стрелками, причем величина этих переме­щений соответствует зазорам в кинематической цепи. В результате рычаги 4 снимают диски фрикциона усилиями Р, создающими момент второй ступени фрикциона.

На рис. 27, 28 показан вариант лебедки с одноступенчатым фрик­ционом Ф и специальным редуктором.

clip_image109

Рис. 27. Схема лебедки с одноступенчатым фрикционом и специальным редуктором

Зубчатая шестерня 1 способна перемещаться по шлицам промежуточного вала редуктора и может на­ходиться в зацеплении с колесами 2 или 3 на выходном валу редукто­ра. В положении, показанном на рис. 27, 28, шестерня 1 сцеплена с ко­лесом 2, и момент передается от двигателя к поддерживающему бара­бану, минуя фрикцион Ф; при этом производятся операции по перемеще­нию раскрытого грейфера. При зацеплении шестерни 1 с колесом 3 мо­мент, поступающий на поддерживающий барабан, ограничен моментом фрик­циона Ф; при этом выполняются черпание и подъем груженого грейфе­ра. Перевод шестерни 1 из одного рабочего положения в другое осу­ществляется рычажной системой, управляемой, например, от гидротолка­теля ГТ (рычажная система на рис. 27, 28 не показана).

clip_image112

Рис. 28. Узлы лебедки со схемой по рис. 27

Расчет фрикционов. Первая ступень фрикциона Ф рассчитывается по приведенному к валу фрикциона моменту от усилия в поддерживающих канатах, равного 0,1GГР.

Вторая ступень фрикциона Ф (см. рис. 22, 25, 26) или муфта УМ (см. рис. 24) рассчитываются по моменту от усилия в поддерживающих канатах, вы­зываемого весом порожнего грейфера GГР.



Last Updated on Friday, 03 May 2013 05:23