Шлаковые ковши (чаши) служат для приема шлака из сталеплавильных агрегатов и транспортирования его на шлаковозах к шлаковых отвалах.
При приеме шлака ковши устанавливают на стойки шлаковых тележек или стационарных стендов, и после наполнения шлаком переставляются краном на шлаковозы. Изготавливают шлаковые ковши вместимостью 9; 11; 16 м3.
В продольном сечении ковши имеют:
а. Конические стенки;
б. Сферическое дно.
В поперечном сечении могут быть:
а. Круглыми;
б. Овальными.
Ø Круглые ковши обеспечивают лучшие условия удаления застывающего шлака из ковша.
Ø Применение овальных ковшей вызвано стремлением увеличить их вместимость при тех же железнодорожных габаритах. Однако овальные ковши менее жестки и имеют меньшую стойкость по сравнению с круглыми.
Ковши изготавливают литыми из:
a. чугуна;
b. стали.
Ø Стальные ковши имеют большую стойкость, чем чугунные, поэтому они более распространены.
Ø Шлаковый ковш вместимостью 16 м3 имеет следующие основные элементы: корпус, днище и опорный пояс.
Шлаковые ковши устанавливают на специальные стенды, представляющие собой стальную плиту 1 со стойками 2, на которых укреплено опорное полукольцо 3. Такие стенды переносятся краном и размещаются в пролетах цеха, в местах, где сливают шлак из сталеразливочных ковшей. Переносятся ковши при помощи специальных траверс, которые подвешивают на крюк литейного крана.
Рис. 11 Шлаковый ковш и стенд для шлакового ковша.
Рис. а. Шлаковый ковш. Рис. б. Стенд для шлакового ковша.
1. Днище; 1. Стальная плита;
2. Скобы; 2. Стойки;
3. Приливы (четыре); 3. Опорное полукольцо.
4. Продольные литые ребра;
5, 8. Опорный пояс;
6. Диаметрально расположенные ребра;
7. Вертикальные ребра;
8. Отверстие;
9. Корпус;
10. Горизонтальные площадки.