Рис. 12 Несамоходный чугуновоз.
1. Герметически закрытые буксы;
2. Два сварных лафета;
3. Продольные балки;
4. Два комплекта рессор;
5. Колесные пары (две);
6. Стойки;
7. Нижние опорные цапфы ковша (две);
8. Верхняя цапфа ковша (одна);
9. Целесносварной крышки;
10. Целесносварной корпус;
11. Литые цапфовые плиты (две);
12. Сменные втулки;
13. Продольные изогнутые балки (две);
14. Шкворневые балки (двухостных ходовых тележек железнодорожного типа).
15. Автосцепные устройства (два);
16. Цилиндрическая обечайка;
17. Сферическое днище;
18. Коническая обечайка;
19. Проушина (приваренная);
20. Ось;
21. Носок;
Основные части чугуновоза – рама, две ходовые тележки и ковш.
Рама чугуновоза состоит:
из двух сварных лафетов 2, двух продольных изогнутых балок 13, соединяющих между собой лафеты, и двух автосцепных устройств 15, смонтированных на торцевых частях лафетов. К лафетам приварены 6, имеющие гнезда под нижние опоры цапфы 7 ковша. Лафеты посредством пятников опираются на шкворневые балки 14 двухостных ходовых тележек железнодорожного типа.
Две ходовые тележки:
Каждая тележка состоит из двух продольных балок 3 и двух колесных пар 5.
Продольные балки 3 соединены шкворневой балкой 14. опирающейся на два комплекта рессор 4, состоящих из спиральных пружин. Оси колесных пар размещены в подшипниках качения, смонтированных в герметически закрытых буксах 1. Последние жестко закреплены на продольных балках 3.
Ковш состоит:
из целесносварных корпуса 10 и крышки 9, соединенных между собой болтами и футерованных изнутри огнеупорным шамотным кирпичом. Корпус ковша изготавливают из сваренных встык сферического днища 17, конической 18 и цилиндрической 16 обечаек. К цилиндрической обечайке с диаметрально противоположных сторон приварены две литые цапфовые плиты 11, на каждой из которых предусмотрены верхняя цапфа 8 и две нижние 7. Нижние цапфы предназначены для установки ковша на раму чугуновоза, верхние – для захвата крюками грузоподъемной траверсы мостового крана, подъема и транспортирования. Для предотвращения от износа верхние цапфы защищены сменными втулками 12.
В нижней части корпуса к конической обечайке и днищу приварены проушина 19 с осью 20. Крышка имеет носок 21, благодаря которому облегчается процесс заливки чугуна в конвертор или сливной желоб мартеновской печи.
При сливе чугуна в сталеплавильный агрегат ковш удерживается за верхние цапфы крюками траверсы заливочного крана, крюком малого подъема захватывается за ось проушины и при подъеме крюка поворачивается вокруг оси цапф. Интенсивность слива чугуна регулируется скоростью подъема крюка.