Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Металлорежущие станки: классификация и общие сведения - Муфты

Article Index
Металлорежущие станки: классификация и общие сведения
Типовые передачи в станках и их передаточные отношения
Технико-экономические показатели станков
Назначение и типы приводов
Основные узлы и механизмы станка
Шпиндельные механизмы
Назначение и классификация коробок скоростей
Назначение и типы коробок подач
Реверсивные механизмы
Предохранительные устройства
Механизмы суммирования движений
Муфты
Методика кинематической наладки металлорежущих станков
Станки с программным управлением
Функциональная схема системы ЦПУ
Числовое программное управление
Токарные станки
Токарно-револьверные станки
Карусельные и лобовые станки
Назначение, классификация и конструктивные особенности станков с ЧПУ
Токарный карусельный станок модели 1512ФЗ
Основные механизмы и движения в станке
Токарные автоматы и полуавтоматы
Станки сверлильно-расточной группы
Назначение, классификация и конструктивные особенности сверлильных и расточных станков с ЧПУ
Фрезерные станки
Фрезерные станки с ЧПУ
Делительные головки (ДГ)
Шлифовальные станки
Шлифовальные станки с ЧПУ
Станки строгально-протяжной группы
Зубообрабатывающие станки
Зубофрезерный станок модели 5Д32
Назначение, классификация и принцип работы зубоотделочных станков
Агрегатные станки
Многоцелевые станки (станки типа обрабатывающий центр)
Многоцелевой станок модели ИР500ПМФ4
Автоматические линии (АЛ)
Классификация, технические характеристики и типаж промышленных роботов
Захватные устройства ПР
Автоматизированное производство
All Pages

Муфты


Муфты служа для постоянного или периодического соединения двух соосных валов и для передачи при этом вращения от одного вала к другому.

Различают муфты постоянные, служащие для постоянного соединения валов; сцепные, соединяющие и разъединяющие валы во время работы; предохранительные, предотвращающие аварии при внезапном превышении нагрузок; муфты обгона, передающие вращение только в одном направлении.

Постоянные муфты.

Применяют в тех случаях, когда нужно соединить два вала, которые в процессе работы не разъединяются. При этом валы могут быть соединены жестко или с помощью упругих элементов.

Сцепные муфты

Применяют для периодического соединения валов, например, в приводе главного движения или приводе подач станков.

clip_image111 В станках часто применяются сцепные кулачковые муфты в виде дисков с торцовыми зубьями-кулачками и зубчатые муфты.

Зубчатые колеса насаженные на вал I находятся в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами насаженными на ведомые валы II и III. Подключение валов II и III к ведущему, производится муфтами КМ1 и КМ2

1 - зубчатое колесо

2 - втулка, запрессованная в отверстие
зубчатого колеса

3 - вал

4 - стопорное кольцо

5 - кулачковый венец

6 - кулачковая муфта

В зависимости от точности изготовления кулачков различают точные и неточные кулачковые муфты. У точных муфт передача крутящего момента осуществляется несколькими кулачками, у неточных - одним кулачком.

Недостатком сцепных муфт является то, что при больших разностях скоростей вращения ведущего и ведомого элементов, муфты нельзя включить.

Фрикционные сцепные муфты.

Имеют тоже назначение, что и кулачковые. Фрикционные муфты можно включать при любых разностях скоростей вращения элементов муфты. У них при перегрузках ведомое звено может проскальзывать и тем самым предотвращать аварию. Наличие нескольких поверхностей трения дает возможность передавать значительные крутящие моменты при относительно малых величинах давления на поверхностях трения дисков.

Применяются механические и электрические фрикционные муфты. Из электрических фрикционных муфт большое применение нашли электромагнитные муфты.

Предохранительные муфты.

Предназначены для предохранения механизмов станка от аварий при перегрузках. У муфт (рис. а, б) предохраняющим звеном является штифт 1, сечение которого рассчитывают в зависимости от передаваемого крутящего момента. При перегрузках этот штифт срезается, происходит разрыв соответствующей кинематической цепи и тем самым предотвращает повреждение деталей станка.

Муфта обгона


Предназначены для передачи крутящего момента при вращении звеньев кинематической цепи в заданном направлении и для разъединения звеньев при вращении в обратном направлении, а также для сообщения валу двух различных движений (медленного - рабочего и быстрого - вспомогательного), которые осуществляются по двум отдельным кинематическим цепям. Муфта обгона позволяет включать цепь быстрого хода, не выключая цепи рабочего движения.

В качестве муфты обгона можно использовать храповые механизмы (рис. а) и муфту роликового типа (рис. б).

clip_image115

Вал 2 вращается от вала 1 через конические колеса Z3/Z4 и храповый механизм (колесо Z4 свободно посажено на валу 2). Если одновременно включить цепь быстрого хода через передачу Z1/Z2, то вал 2 вместе с храповым колесом 4 будет вращаться быстрее зубчатого колеса Z4 и собачка 3 будет проскальзывать.

clip_image1171- корпус

2 - кольцо

3 - ролик

4 - штифт

5 - пружина

Если ведущей частью является кольцо 2, то при вращении против часовой стрелки ролики увлекаются трением в узкую часть выемки и заклиниваются кольцом и корпусом муфты. В этом случае корпус 1 и связанный с ним вал будут вращаться с угловой скоростью кольца 2. Если при продолжающемся движении кольца 2 против часовой стрелки валу и корпусу 1 сообщить движение по другой кинематической цепи, направленное в ту же сторону, но имеющее скорость, большую по величине, чем скорость кольца 2, то ролики переместятся в широкую часть выемки и муфта окажется расцепленной. При этом детали 1 и 2 будут вращаться каждая со своей скоростью.

Ведущим элементом может быть любая из деталей 1 и 2. Если ведущим является корпус, то муфта сцепляется при его вращении по часовой стрелке или когда корпус, вращаясь в этом направлении, опережает кольцо.