Повышения точности обрабатываемых колёс
Для повышения точности обрабатываемых колёс и качества рабочих поверхностей их зубьев применяются зубоотделочные станки, которые подразделяются на обкатные шевенговальные, зубохонинговальные, притирочные, зубошлифовальные.
В производстве наиболее широко применяются шевинговальные и зубошлифовальные станки.
Принцип работы зубошлифовального станка основан на эффекте скольжения вдоль зуба в зацеплении пары цилиндрических колес с перекрещивающимися осями. Инструмент- шевр представляет собой косозубое цилиндрическое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого имеются режущие кромки, полученные прямоугольными канавками, располагающимися на высоте зуба. (рис.102).
Обрабатываемое колесо вводится в зацепление с шевером и притормаживается. Шеверу сообщается главное вращательное движение В1. Для снятия определённого припуска устанавливаются соответствующее межосевое расстояние.
Различают шевингование с продольной (рис.103а), диагональной (рис. 103б) и тангенциальной (рис.103в) подачами.*)
Зубошлифование может быть осуществлено методами копирования и обката.
По методу копирования шлифование производится профилированным крутом (рис.104). Путем правки крут получает профиль, соответствующий профилю впадины обрабатываемого колеса. Кинематика станков, работающих таким способом, несложная. Она обеспечивает лишь одно движение формообразования зуба по длине ФV(В1П2) и одно движение деления Д(В3). Усложняются конструкция и кинематика механизмов правки круга по профилю.
Наиболее распространенные схемы зубошлифования по методу обката представлены на рис.105. В первом случае показано шлифование дисковым коническим кругом 1, профиль которого соответствует профилю производящей рейки 2. Круг получает вращение В1 и поступательное движение П2 для формирования зуба по длине. Движения В3 и П4, связанные между собой, как при качении колеса по зубчатой рейке, необходимы для образования зуба по профилю. Так как круг шлифует лишь одну впадину (или одну сторону зуба), необходимо движение деления В5 для того, чтобы поочередно шлифовать каждую впадину.
Аналогично происходит формообразование при шлифовании по схеме на рис.105б. Здесь вместо одного применяются два чашечных круга, расположенных так, что они образуют профиль исходной рейки.
На рис.105в показана схема шлифования червячным шлифовальным кругом. Все движения формообразования точно так же, как и при зубофрезеровании (рис.99 и 100).
На рис.106 представлена структурная схема зубошлифовального станка, работающего дисковым коническим кругом по методу обката при единичном делении.
Движение формообразования зуба по длине ФV(В1П2) включает два простых движения. Вращение круга В1 обеспечивается от двигателя М1 по цепочке а-в. Двигатель М1 устанавливается на каретке, где смонтирован шпиндель шлифовального круга. Эта каретка получает поступательное движение П2 от кривошипа КР, приводимого от М2 через связи c‑d‑i91‑l‑f.
Формообразование по профилю Ф5(В3П4) обеспечивает внутренняя связь m‑n‑s‑CM‑t‑u приводимая от электродвигателя М3 по цепи g‑k‑i92‑l‑f.
Без разрыва цепи обката на заготовку подается периодическое движение деления Д(В5) от делительного механизма (д.м.) по цепи o‑p‑q‑iy‑CM‑t‑u.
Скорость движения В1, как правило, не настраивается. Скорость продольной подачи П2 настраивается гитарой iS1 Внутренняя связь в цепи обката настраивается гитарой iх по расчетному перемещению 1 об.заг.(В3)pmz3 мм продольного перемещения заготовки(П4). Скорость формообразования профиля зуба настраивается гитарой iS2. Гитара деления iy настраивается по расчетному перемещению
1 об. делит. диска об. заготовки