Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Экономика отрасли - Барьеры входа на рынок

Article Index
Экономика отрасли
Размещение отраслей промышленности
Принципы организации отраслевой экономики
Индекс концентрации
Специализация и кооперирование в промышленности
Комбинирование в промышленности
Доминирующая фирма
Структура рынка
Барьеры входа на рынок
Конкуренция
Несовершенная конкуренция
Показатели монопольной власти
Поведение фирм на различных рынках
Условие прекращения производства товара
Парадокс Бертрана
Регулируемая монополия
All Pages

 

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.

Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых но­вым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбран­ной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.

К таким же результатам при­водит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уров­нем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительнуюэкономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.

Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры. Рассмотрим сначала нестратегические барьеры.

К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода относятся следующие факторы:

1. положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;

2. вертикальная интеграция;

3. диверсификация деятельности фирмы;

4. дифференциация продукта;

5. эластичность и темпы роста спроса;

6. иностранная конкуренция;

7. институциональные барьеры.

1. положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск

Положительная отдача от масштаба создает объективные барьеры входа для потенциальных конкурентов благодаря преимуществу круп­ных производителей в издержках. Показателем, характеризующим ба­рьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба, служит так называемый минимально эффективный выпуск (МЭВ, MES).

Минимально эф­фективный выпуск - это та­кой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек.

Количество фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосроч­ного равновесия, определяется отношением объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению долгосрочных средних издержек к минимальному эффективному выпуску (при условии, что производственная функция и структура издержек всех фирм в отрасли идентична).

clip_image033, где

n- число фирм в отрасли;

Qd- рыночный спрос по цене;

min LRAC - издержки на единицу продукции;

q- минимально эффективный выпуск.

Если в отрасли окажется число фирм, большее n, по крайней мере часть из них будет производить товар с издержками, большими мини­мального значения долгосрочных средних издержек, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня мини­мальных средних издержек, так что ряд фирм будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производство.

Дополнительной информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров входа в отрасль, служит показатель преимущества в издерж­ках - отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего крупных предприятий к соответствующему показателю для мелких предприятий отрасли. Исследования западных ученых показали, что высокий минимально эффективный объем выпуска лишь тогда создает существенные барьеры входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предприятий в издержках выше 1,25.

2. Вертикальная интеграция

Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа, интеграция ре­сурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция ко­нечного продукта).

Примером вертикальной интеграции первого типа может служить фирма по производству автомобилей, владеющая стале­литейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали. При­мером вертикальной интеграции второго типа может служить нефтепе­рерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.

Вертикальная интеграция предоставляет фирме большую рыноч­ную власть, чем та рыночная власть, которой обладала бы фирма, исхо­дя только из объема своих продаж на данном рынке. Вертикально интег­рированная фирма обладает дополнительными конкурентными преиму­ществами. так как она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене благодаря более низ­ким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта.

Вертикальная интеграция создает барьеры входа не только благо­даря преимуществу уже действующих на рынке продавцов в издержках. Важным последствием интеграции служит повышение влияния продав­цов на рынок: если одна из фирм, действующих на рынке, является круп­нейшим собственником факторов производства или контролирует сбыт конечной продукции, располагая самой широкой дистрибьюторской се­тью, новым фирмам, особенно если они не интегрированы, труднее по­лучить доступ на этот рынок. Если же потенциальный конкурент для успешного входа на рынок сам должен проводить политику вертикаль­ной интеграции, он сталкивается с проблемой привлечения финансовых ресурсов.

3. Диверсификация деятельности фирмы

Диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Диверсифицированная фирма обычно обладает большими разме­рами, чем не диверсифицированная. В силу этого повышается минималь­но эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм, либо данная фирма обладает преимуществами в издержках, что также упрочивает ее рыночную власть.

Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке воз­можные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.

С другой стороны, диверсификация используется как метод про­никновения на новые рынки, уменьшая риск банкротства и степень за­висимости от экономической среды.

4. Дифференциация продукта

Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Фирмы, производящие дифференциро­ванный продукт, не перестают относиться к одному и тому же рынку. Примерами дифференциации продукта служат разные марки сигарет, автомобилей, бытовой техники. Различаясь упаковкой, маркировкой, незначительными внутренними модификациями, товары продолжают относиться к одному товарному виду.

Дифференциация продукта создает дополнительные барьеры для вхождения в отрасль, поскольку создает притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей (так называемая 4 приверженность марке» - brand loyalty), в результате чего новым фир­мам приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей. Осо­бенно сложно приходится новым фирмам в условиях агрессивной рек­ламы уже действующих на рынке компаний: минимально эффективный объем выпуска должен возрасти за счет того, что постоянные издержки растут вследствие включения в них дополнительных расходов на рекла­му.

5. Эластичность и темпы роста спроса

Характеристики спроса также являются частью рыночных структур и могут создавать барьеры входа в отрасль, так как они находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь ограничивая их степень свободы в назначе­нии цены.

Уровень концентрации находится в противоположной зависимос­ти от темпов роста спроса: чем выше темпы роста спроса, то есть чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым фирмам вой­ти в отрасль, и тем ниже будет уровень концентрации, а следовательно, тем выше степень конкурентности рынка.

Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над предельными издержками, доступное для фирм, действующих на рын­ках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничи­вать вход в отрасль и получать экономическую прибыль.

6. Иностранная конкуренция

В условиях открытой экономики и либерализации внешней тор­говли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли монопольной власти рыночных аген­тов и степень несовершенства рынка. Высота барьеров входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов - чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры входа в отрасль для зарубежного конкурента.

Следует обратить внимание на особенности измерения благососто­яния в открытой экономике: можно измерять благосостояние общества в масштабе всего «мира», а можно - ограничиваться при измерении бла­госостояния масштабами национальной экономики. В последнем случае тарифы и субсидии будут оказывать противоречивое влияние на уро­вень благосостояния, если на внутреннем рынке существует несовершен­ная конкуренция и отечественные фирмы в закрытой экономике полу­чали бы экономическую прибыль.

В этих условиях импортный тариф ведет, с одной стороны, к повы­шению равновесной цены и сокращению потребительского выигрыша, с другой - к увеличению объема продаж и прибыли отечественной фир­мы.

7. Институциональные барьеры

Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка могут служить существенными барьерами, предотвращающими вход на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем до­ходности. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, вы­раженных в потере части потенциальной прибыли.

К институциональным барьерам выхода из отрасли следует отнес­ти затраты, связанные для собственников фирмы с процедурой прекра­щения деятельности и банкротства. По мнению многих исследователей российских рынков, сложность выхода предприятий из отрасли и свя­занные с ним высокие явные и неявные затраты, является одним из важ­нейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции. Высо­кий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, служит факто­ром, дестимулирующим вход в отрасль потенциальных конкурентов.

Другой тип барьеров - барьеры, вызванные страте­гическим поведением фирм, действующих на рынке.

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим про­никновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбыто­вой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых свя­зей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйст­венного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют соз­давать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов.