Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Экономика отрасли - Индекс концентрации

Article Index
Экономика отрасли
Размещение отраслей промышленности
Принципы организации отраслевой экономики
Индекс концентрации
Специализация и кооперирование в промышленности
Комбинирование в промышленности
Доминирующая фирма
Структура рынка
Барьеры входа на рынок
Конкуренция
Несовершенная конкуренция
Показатели монопольной власти
Поведение фирм на различных рынках
Условие прекращения производства товара
Парадокс Бертрана
Регулируемая монополия
All Pages

 

Индекс концентрации - это сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

clip_image011clip_image012

clip_image013где Yi — рыночная доля i-той фирмы; k — число фирм, для которых высчитывается этот показатель.

clip_image014 qi - объем продаж фирмы, Q- объем рыночных продаж

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k < n, n — число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0 < Y < 1). При k = n оче­видно Yi = 1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

Недостаточность индекса концентрации для характеристики по­тенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отража­ет распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами — между фирмами-аутсайдерами. Дополнительную информацию о распределении рынка между фирмами предоставляют другие показатели концентрации.

Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

clip_image015 i =1,2,…, n,

где Yi - доля фирмы на рынке

clip_image016 - средняя доля фирмы на рынке равная clip_image017;

n - число фирм на рынке

Также используются показатели дисперсии логарифмов рыночных долей

clip_image018 i =1,2,…, n,

Оба этих показателя имеют один и тот же экономический смысл - определения неравномерности распределения долей между участниками рынка. Чем больше неравномерность распределения долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.

Однако дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм: для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка со 100 фирмами одинакового размера дисперсия в обоих случаях будет одинакова, и равна нулю, но уровень концентрации будет различным. Поэтому показатель дисперсии применяется как вспомогательное средство.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана (Herfindal—Hirshman index) опре­деляется как сумма квадратов долей всех фирм. действующих на рынке:

clip_image019

Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Начиная с 1982 г. индекс Херфиндаля—Хиршмана служит основ­ным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основное преимущество - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Если доли всех фирм одинаковы, то HHI = 1/n.

Индекс Херфиндаля — Хиршмана предоставляет информа­цию о сравнительных возможно­стях фирм влиять на рынок в ус­ловиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, со­поставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов - олигополистов. Точно так же в сред­нем каждый из дуополистов, кон­тролирующих рынок, будет обла­дать приблизительно теми же воз­можностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.

Значение индекса Херфиндаля—Хиршмана прямо связано с показателем распределения долей фирм на рынке, так что:

clip_image020

где n— число фирм на рынке;

clip_image021 - показатель дисперсии долей фирмы на рынке.

Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля—Хиршмана числа фирм на рынке и распределе­ния рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель распределения равен нулю и значение индекса Херфиндаля—Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана благодаря чувствительности к изменению рыночной доли фирмы приобретает способность кос­венно свидетельствовать о величине экономической прибыли, по­лученной в результате осуществления монопольной власти.

Индекс Джини

Представляет собой статистический показатель, основанный на кривой Лоренца.

clip_image023

Кривая Лоренца, отражающая неравномерность рас­пределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.

В использованном нами выше примере отраслевого рынка А кри­вая Лоренца будет иметь вид, как показано на рис.

Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограничен­ной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно рав­номерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства») к площади треугольника, ограниченного кри­вой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и ося­ми абсцисс и ординат.

Индекс Джини представляет статистический показатель вида:

clip_image024

Yi - объем производства i-й фирмы

Yj - объем производства j-й фирмы

n - общее число фирм

Чем выше индекс Джини, тем выше неравно­мерность распределения рыночных долей между продавцами, и следова­тельно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке,

При использовании индекса Джини для характеристики концент­рации продавцов следует учитывать два важных момента. Первый свя­зан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности рас­пределения рыночных долей- Следовательно, для гипотетического кон­курентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок попо­лам, показатель Джини будет одними тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.