Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.
Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация).
Концентрация производства осуществляется в трех основных формах:
1. Концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;
2. Концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;
3. Концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.
В зависимости от того, на коком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию:
Агрегатная концентрация – это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники, производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большой мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции.
Агрегатная концентрация отражает научно-технический прогресс, происходит практически во всех отраслях промышленности и развивается только интенсивным путем.
Технологическая концентрация – выражает укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники, так и путем увеличения количества однотипного оборудования.
Технологическая концентрация значительно сложнее агрегатной, ее уровень зависит как от интенсивных, так и экстенсивных факторов.
Заводская концентрация – выражается в увеличении размеров предприятий. Укрупнение предприятий может осуществляться за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий или за счет простого объединения нескольких предприятий в одно без изменений в технике и организации производства. В последнем случае заводская концентрация принимает форму централизации и называется организационно-хозяйственной концентрацией.
Организационно-хозяйственная концентрация – выражается в создан ии производственных объединений и административном объединении мелких предприятий – это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения.
Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:
а) горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;
б) вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;
в) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.
Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:
· Объем производства продукции за год;
· Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
· Среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
В отдельных случаях могу быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, мощность основных агрегатов.
Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:
1. объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;
2. удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;
3. удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;
4. удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;
5. удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;
6. удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.
Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей.