Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Экономика отрасли - Принципы организации отраслевой экономики

Article Index
Экономика отрасли
Размещение отраслей промышленности
Принципы организации отраслевой экономики
Индекс концентрации
Специализация и кооперирование в промышленности
Комбинирование в промышленности
Доминирующая фирма
Структура рынка
Барьеры входа на рынок
Конкуренция
Несовершенная конкуренция
Показатели монопольной власти
Поведение фирм на различных рынках
Условие прекращения производства товара
Парадокс Бертрана
Регулируемая монополия
All Pages

 

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация).

Концентрация производства осуществляется в трех основных формах:

1. Концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

2. Концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

3. Концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

В зависимости от того, на коком уровне и как происходит укрупнение производства, различают агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию:

Агрегатная концентрация – это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники, производительности машин и агрегатов и увеличение доли оборудования большой мощности в общем их числе или объеме вырабатываемой продукции.

Агрегатная концентрация отражает научно-технический прогресс, происходит практически во всех отраслях промышленности и развивается только интенсивным путем.

Технологическая концентрация – выражает укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники, так и путем увеличения количества однотипного оборудования.

Технологическая концентрация значительно сложнее агрегатной, ее уровень зависит как от интенсивных, так и экстенсивных факторов.

Заводская концентрация – выражается в увеличении размеров предприятий. Укрупнение предприятий может осуществляться за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий или за счет простого объединения нескольких предприятий в одно без изменений в технике и организации производства. В последнем случае заводская концентрация принимает форму централизации и называется организационно-хозяйственной концентрацией.

Организационно-хозяйственная концентрация – выражается в создан ии производственных объединений и административном объединении мелких предприятий – это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых предприятиях на базе их реконструкции и технического перевооружения.

Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

а) горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;

б) вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;

в) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей:

· Объем производства продукции за год;

· Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

· Среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

В отдельных случаях могу быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, мощность основных агрегатов.

Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:

1. объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

2. удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

3. удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

4. удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

5. удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;

6. удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей.