Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
1. При монополистической конкуренции: (сочетает черты совершенной конкуренции и монополии).
- на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей.
- возникает новое явление — дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. (Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.).
Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену.
Отличительная черта: т.к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой — в этом отличительная черта монополистической конкуренции.
(Пример: продовольственные магазины в городе, парикмахерские салоны, АЗС и пр. Эти предприятия действуют в условиях монополистической конкуренции).
2. Олигополистическая конкуренция:
- представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. oligos — немногий, poleo — продать).
- для нее характерно наличие либо однородной либо дифференцированной продукции;
- рынок , на котором только 2 фирмы – называется дуопольным.
Главная черта — установление цен по принципу лидерства.
Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.
(Пример: три гиганта автомобильной промышленности США «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер» – вместе производят до 90 % всех автомобилей в стране).
Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.
3. Чистая монополия:
Монополия (греч.: monos — один, poleo — продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
ЦЕЛЬ МОНОПОЛИИ - ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ДОХОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНОЙ ИЛИ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА НА РЫНКЕ. СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИБЫЛЬ СВЕРХ НОРМАЛЬНОЙ.
Характерные черты:
- существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов.
- ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.
Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).
РОЛЬ МОНОПОЛИИ в экономике двойственна.
Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
В экономике есть понятие естественная монополия. – это отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый но ее товар (услугу).
Ситуация естественной монополии порождается технологией или наличием ресурса, что позволяет увеличивать объемы производства, а большие объемы (эффект масштаба) позволяют экономить на издержках. Т.О. Разделение выпуска между 2-3 (или большим количеством) крупными фирмами приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективны, малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек.
Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществом в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, по-видимому, неспособны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка.
К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.
Кроме этого, монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные ФОРМЫ (разница между ними в том, что у них разные условия слияния):
Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикат — объединение с целью организации совместного сбыта продукции.
Трест — монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
Конгломерат — объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.
Антимонопольное законодательство
Начало антимонопольному законодательству было положено в США в 1890 г. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется «на 3-х китах», т.е. на трех основных законодательных актах.
1. Закон Шермана (1890 г.) Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.
2. Закон Клейтона ( 1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции).
3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», дискриминация и т.д.
В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера: уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем купли активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияним крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния (например, производство – сбыт продукции).
Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.
В России в 1992 г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Однако Закон несовершенен и используется он недостаточно.
Формы конкуренции в рыночных структурах
Формы конкуренции |
Признаки, определяющие форму конкуренции |
Степень контроля |
Совершенная |
Множество фирм, производящих данный продукт. Полная однородность производимой продукции. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала. Полная информация, т.е совершенное знание рынка потребителями и производителями. |
Отсутствие контроля над ценами |
Несовершенная |
||
1. Монополия (чистая) |
Определенный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) |
Очень высокая степень контроля над ценами |
2. Дуополия |
Производство определенного вида продукции сосредоточено на двух фирмах. Производится однородная продукция |
Частичный контроль над ценами |
3. Олигополия |
Относительно небольшое количество фирм, производящих определенный вид продукции. Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции) |
Частичный контроль над ценами |
4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией качества продукта |
Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в качестве продукции |
Очень слабый контроль над ценами |