Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
Рынок - представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Рынок - представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействия которых приводит в итоге к возможности обмена.
Рынок - это механизм передачи прав собственности.
Определение конкретного рынка связано с целью и методологией исследования. В первую очередь необходимо определить границы рынка. Обычно в научной литературе выделяют следующие типы границ:
1) Продуктовые границы - отражают способность товаров заменять друг друга в потреблении
2) Временные границы - х арактеризуют исследуемый временной интервал, а также границы эксплуатации продаваемого товара
3) Локальные границы - определяют пространственные границы рынка. Такие границы зависят от остроты конкуренции на национальном и конкурентном рынке, а также от величины барьеров входа на региональный рынок внешних продавцов.
Необходимо дать четкое разграничение рынка и отрасли.
Отрасль - совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.
Рынок объединен удовлетворяемой потребностью. Отрасль - характером используемых технологий.
Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.
Обычно в экономической литературе рассматривается четыре типа рыночных структур (совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии).
Количественные показатели структуры товарного рынка:
· Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;
· Доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;
· Показатели рыночной концентрации.
Доля предприятия на рынке рассчитывается как:
где - доля i-го предприятия на рынке;
- объем продаж i-го предприятия;
- совокупный объем продаж участников рынка