Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Экономика отрасли - Доминирующая фирма

Article Index
Экономика отрасли
Размещение отраслей промышленности
Принципы организации отраслевой экономики
Индекс концентрации
Специализация и кооперирование в промышленности
Комбинирование в промышленности
Доминирующая фирма
Структура рынка
Барьеры входа на рынок
Конкуренция
Несовершенная конкуренция
Показатели монопольной власти
Поведение фирм на различных рынках
Условие прекращения производства товара
Парадокс Бертрана
Регулируемая монополия
All Pages

 

Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка.

Что необходимо, чтобы стать доминирующей фирмой на рынке:

Во-первых, фирма должна обладать преимуществами в издержках. То есть издержки доминирующей фирмы на единицу продукции значительно ниже, чем у конкурентов. Это возможно, если: а) фирма обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент); б) фирма в большей степени, чем конкуренты, способна усваивать и использовать накопленный опыт; в) фирма обладает преимуществами экономии на масштабах производства.

Во-вторых, фирма может выпускать продукт более высокого качества.

В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия.

Модель поведения ценового лидера на рынке основана на следующих предпосылках:

· на рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу более низких издержек производства;

· фирмы-аутсайдеры ориентируются на цену доминирующей фирмы, т.е являются «ценополучателями» - соглашаются с ее ценой;

· число фирм в отрасли не изменяется: фирмы не могут входить или выходить из отрасли;

· доминирующая фирма знает функцию рыночного спроса;

· доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.

Барьеры входа в отрасль.

Выделяют четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа:

1. Рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. На рынках с свободным входом обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек.

2. Рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политик получения прибыли в краткосрочном периоде.

3. Рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли.

4. Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью заблокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.