Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.
Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия:
Специализация промышленности выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.
Специализация предприятий и его отдельных производственных подразделений (специализация внутри предприятия) означает сосредоточение деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.
Формы специализации промышленного производства:
Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид законченной однородной продукции. Предметная специализация предприятия сопровождается углублением ее внутри предприятий (объединений), где создаются специализированные цеха или филиалы.
Подетальная специализация присуща предприятиям и ораслям, выпускающим отдельные узлы или части продукции, поступающие на предметно-специализированные предприятия для комплектации основного вида продукции.
Технологическая специализация характерна для предприятий, производящих материалы, полуфабрикаты и выполняющих отдельные технологические операции.
Показатели уровня специализации промышленных предприятий:
1. уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности) на предприятии (в цехе);
2. удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства завода, цеха;
3. удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных частей в общем объеме производства завода, цеха;
4. удельный вес специального и другого высокопроизводительного оборудования в общем парке станков (оборудования) завода, цеха;
5. количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий;
6. коэффициент серийности по основным производственным подразделениям предприятия, объединения.
Для определения экономической эффективности специализации производства используются три основных показателя:
1. Экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям.
2. Экономия капитальных вложений и срок их окупаемости.
3. Годовой экономический эффект от специализации производства продукции.
Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции.
Кооперированные связи различаются по отраслевому и территориальному признакам:
- по отраслевому признаку, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое, если оно имеет место между предприятиями разных отраслей;
- по территориальному признаку кооперирование делится на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района и межрайонное – между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.
В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:
1. Предметное (агрегатное) кооперирование – это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты, идущие на комплектование продукции этого завода.
2. Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники поставляют головному заводу детали и узлы для выпуска готовой продукции.
3. Технологическое (стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов или в выполнении для них отдельных технологических операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий.
Показатели уровня производственного кооперирования:
1. коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия;
2. количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;
3. соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок;
4. доля предметного (агрегатного), подетального и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках;
5. средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.
Экономия от производственных кооперированных связей определяется:
Эк = С – (Ц+Тр)хВ,
Где Эк – экономия от кооперативных связей, руб.;
С – полная заводская себестоимость изделия (детали, узла, полуфабриката), передаваемого для изготовления на специализированные предприятия;
Ц – оптовая цена, по которой это изделие будет поступать от специализированного предприятия;
Тр – транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на единицу изделия;
В – количество изделий, впервые получаемых по кооперации в планируемом году.
Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и имущества;
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Основой стандартизации является унификация, представляющая собой процесс приведения продукции и средств производства или их элементов к единой форме, размерам, структуре и составу.
Одной из форм стандартизации является типизация – сведение к целесообразному минимуму наиболее рациональных типов, видов, марок продукции, конструкций машин, оборудования и приборов, зданий, сооружений и технологических процессов.