Метод регулирования — это метод, при котором точность замыкающего звена достигается изменением размера или положения компенсирующего звена без снятия слоя металла. При использовании этого метода в конструкцию изделия вводится специальная деталь — компенсатор. Компенсаторы могут быть неподвижными подвижными и упругими.
Необходимую величину осевого зазора в конических роликовых подшипниках обеспечивают за счет установки необходимого числа прокладок (рис 1).
Рис.1 Способ регулировки осевого зазора в коническом роликовом подшипнике
Радиальный зазор между валом и вкладышами подшипника скольжения регулируют установкой необходимого числа прокладок между корпусом и крышкой (рис. 2).
Рис. 2 Способ регулировки радиального зазора в подшипнике скольжения
Совмещение начальных конусов конических зубчатых колес достигается установкой необходимого числа прокладок (рис. 3). Осевой зазор между зубчатым колесом и стенкой корпуса (рис. 4) обеспечивают установкой компенсатора в виде кольца необходимой толщины.
Рис.3 Способ совмещения начальных конусов конических зубчатых колес
Рис. 4 Способ обеспечения осевого зазора между торцом зубчатого колеса и стенкой корпуса
Плотность соединения двух деталей (рис. 5) обеспечивают установкой шайбы с канавками различной глубины.
Рис. 5 Способ обеспечения плотности соединения деталей
Регулирование величины осевого зазора в конических роликовых подшипниках выполняют с помощью подвижных компенсаторов: упорного винта и шайбы (рис. 6) или гайки (рис. 7).
Требуемая величина зазора АА между коромыслом и головкой клапана достигается за счет перемещения регулировочного винта — подвижного компенсатора (рис. 8).
Рис.6 Способ регулирования величины осевого зазора в конических роликовых подшипниках с помощью винта
Рис. 7. Способ регулирования величины осевого зазора в конических роликовых подшипниках с помощью гайки
Рис. 8 Способ регулирования зазора в клапанном механизме двигателя
Расстояние (зазора, натяга) между шарнирами регулируют с помощью компенсатора, выполненного в виде гайки с правой и левой резьбой (рис. 9).
Устранение осевого зазора в подшипниках (рис. 10) обеспечивают перемещением гайки.
Рис. 9 Способ регулирования расстояния между элементами конструкции с помощью гайки
Рис. 10 Способ устранения осевого зазора в подшипниковом узле
Радиальный зазор (натяг) в клеммовом соединении (рис. 11) регулируют с помощью болта. Роль компенсатора выполняет скоба.
Рис. 11 Способ регулирования зазора (натяга) в клеммовом соединении
Точность замыкающего звена обеспечивают перемещением клина (рис. 12), а величину радиального зазора — перемещением конусной разрезной втулки в осевом направлении (рис. 13).
Рис. 12 Способ регулирования зазора (натяга) с помощью клина
Рис. 13 Способ регулирования радиального зазора (натяга) с помощью конусной разрезной втулки
Точность зазоров в осевом направлении (рис. 14 и 15) обеспечивают перемещением и фиксацией подвижных компенсаторов, выполненных в виде кольца и втулки.
Рис. 14 Способ регулирования осевого зазора (натяга) с помощью втулки и винта
Рис. 15 Способ регулирования осевого зазора в зубчатом механизме
Диаметральный зазор обычно обеспечивают включением в размерную цепь звена (кольца) из эластичного материала (рис. 16).
Рис. 16 Способ регулирования диаметрального зазора (натяга) с помощью кольца из эластичного материала
Несовпадение и частичный перекос осей соединяемых валов компенсируют за счет использования упругих элементов в муфте (рис. 17).
Рис.17 Способ компенсации перекоса осей соединяемых валов
Необходимую величину осевого зазора в коническом роликоподшипнике обеспечивают с помощью упругого компенсатора в пружины (рис. 18).
Рис. 18 Способ использования пружины в качестве компенсатора
Достоинствами метода являются возможность изготовления деталей по расширенным допускам и возможность восстановления точности замыкающего звена при обслуживании или ремонте изделия путем замены компенсатора.
К недостаткам следует отнести увеличение объема сборочных работ, так как необходимая величина компенсации может быть определена путем измерения действительной величины замыкающего звена в собранном изделии. После этого следует полная или частичная разборка изделия и установка (замена) необходимого компенсатора.
Компенсаторы должны быть надежными. Их положение в собранном изделии фиксируется гайками, стопорными винтами, клиньями и т.п. В таких случаях точность замыкающего звена обеспечивается перемещением компенсатора. Дополнительные сборочные работы, необходимые при использовании неподвижных компенсаторов, в этом случае практически исключаются.
Метод пригонки. Сущность метода такая же, как и метода регулирования. Отличие состоит в том, что на компенсирующем звене оставляют дополнительный слой металла ТАА. После сборки и установления действительной величины замыкающего звена с компенсатора снимают требуемый слой металла.