Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Сборка машин - СБОРКА ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ

Article Index
Сборка машин
Сборочные единицы и их классификация
Выбор методов достижения точности машины
Методы регулирования и пригонки
Технологический процесс сборки
Составление технологической схемы и циклограммы сборки машины
Типы производства и организационные формы сборки
Поточная сборка
Нормирование сборочных операций
Оформление технологической документации
Сборка типовых узлов машин
СБОРКА РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
СБОРКА НЕПОДВИЖНЫХ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Сборка изделий с подшипниками качения и скольжения
СБОРКА ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
СБОРКА ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ
All Pages
СБОРКА ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ


Эти передачи обычно начинают собирать со сборочной единицы червячного колеса, т. е. при отдельно выполненных зубчатых венцах (рис. 32) — со сборки венца со ступицей. Венец напрессовывают с помощью пресса или в приспособлении на ступицу (рис. 32 а) в холодном, чаще в подогретом состоянии до упора в бурт 1. Затем сверлят отверстия и нарезают в них резьбу для стопоров, ввертывают стопоры с последующим раскерниванием их. При сверлении отверстий под стопоры оси их смещают на 1— 2 мм к оси колеса относительно поверхности сопряжения, с тем чтобы исключить увод сверла. Стопор в виде винта под ключ (рис. 32 б) более рационален, так как затяжка его надежнее. Посадку в сопряжении венца со ступицей выбирают такой, чтобы при насаживании венец не деформировался. После этого колесо проверяют на биение венца в центрах на оправке.

При креплении венца болтами (рис. 32 в) его вначале подбирают по пояску ступицы для обеспечения необходимой посадки. Затем для точных тяжело нагруженных передач венец устанавливают на ступицу так, чтобы центры отверстий под винты совпадали в обеих деталях, и закрепляют тремя временными болтами (рис. 32 в). В таком виде проверяют зубчатые колеса на биение. Далее развертывают остальные отверстия, устанавливают в них болты и предельным ключом затягивают гайки. Затем снимают поставленные вначале временные болты, также развертывают отверстия, устанавливают и затягивают рабочие болты.

В конструкции, показанной на (рис. 32 г), после установки венца на ступицу развертывают отверстия под штифты (2—3 шт.) и запрессовывают последние. Болты в этом случае входят в отверстия с зазорами, гайки затягиваются предельным ключом.

Монтаж червячных зубчатых колес на валах и проверку их осуществляют так же, как и в случаях сборки обычных цилиндрических зубчатых колес.

Существенным при сборке червячных передач является обеспечение правильного зацепления червяка с зубьями колеса.

clip_image093

Рис. 32 Сборные червячные колеса

Контроль межосевого расстояния в корпусе и на перекос осей отверстий производят после их растачивания, а при скользящих подшипниках—после запрессовки втулок с помощью контрольных валов, эталонного колеса, измерительного червяка и специальных шаблонов.

Проверка межосевого расстояния посредством контрольных валов и микрометрических приборов обеспечивает точность измерения до 0,01 мм. Шаблоном и щупом межосевое расстояние может быть измерено с точностью до 0,02 мм.

Важным фактором, характеризующим работоспособность червячной передачи, является совпадение оси червяка со средней плоскостью колеса. Смещение средней плоскости колеса может быть проконтролировано по пятну контакта. Последнее представляет собой часть боковой поверхности зуба червячного колеса, на которой располагаются следы краски при сопряжении его с парным червяков, после вращения передачи, при легком торможении. Краску наносят на винтовую поверхность червяка, после чего он вводится в зацепление с зубчатым колесом. Последующим медленным поворотом червяка получают отпечатки на зубьях червячного колеса (рис. 33 а), по характеру которых судят о качестве зацепления.

Относительные размеры пятна определяются: по длине – отношениям расстояния между крайними точками следов прилегания, за вычетом разрывов, превышающих величину модуля (рис. 33 б).

clip_image095

Рис. 33 Виды отпечатков на зубьях червячного колеса при проверке зацепления на краску.

При правильном зацеплении червяка краска должна покрывать поверхность зуба червячного колеса не менее чем на 60—70% по длине и высоте.

В собранном червячном зацеплении контролируют величину бокового зазора между сопряженными боковыми поверхностями витка червяка и зубьев колеса, обеспечивающего свободный поворот червячного колеса при неподвижном червяке. Этот зазор определяется в линейных величинах по нормали к боковым поверхностям.