Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Сборка машин - Сборочные единицы и их классификация

Article Index
Сборка машин
Сборочные единицы и их классификация
Выбор методов достижения точности машины
Методы регулирования и пригонки
Технологический процесс сборки
Составление технологической схемы и циклограммы сборки машины
Типы производства и организационные формы сборки
Поточная сборка
Нормирование сборочных операций
Оформление технологической документации
Сборка типовых узлов машин
СБОРКА РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
СБОРКА НЕПОДВИЖНЫХ НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Сборка изделий с подшипниками качения и скольжения
СБОРКА ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
СБОРКА ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ
All Pages
Сборочные единицы и их классификация


Проектированию технологического процесса сборки предшествует деление изделия на ряд сборочных единиц и деталей.

Деталь — это изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций (например, вал, винт, литой корпус). В технологии сборки есть понятие «базовая деталь» — это деталь с базовыми поверхностями, выполняющая в сборочном соединении (узле) роль соединительного звена, которое обеспечивает при сборке соответствующее относительное положение других деталей.

Сборочная единица — это изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе путем сборочных операций (свинчиванием, опрессовкой, клепкой, сваркой, пайкой, развальцовкой и т.п.). Например, станок, автомобиль, редуктор, сварной корпус.

Комплекс — два и более специфицированных изделия, не соединенные на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенные для взаимосвязанных эксплуатационных функций.

Комплект — два и более изделия, соединенные на предприятии сборочными операциями, или набор изделий, имеющих общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера (например, комплект запасных частей, комплект инструмента, комплект измерительных инструментов).

Составные части (сборочные единицы) могут быть спроектированы с учетом конструкторских и технологических требований (ГОСТ 3.1108—82), в соответствии с которыми различают конструктивные сборочные единицы, технологические сборочные единицы и узлы.

Конструктивная сборочная единица — это единица, спроектированная лишь по функциональному принципу без учета особого значения условий независимой и самостоятельной сборки. Примером конструктивных сборочных единиц являются механизмы газораспределения, системы топливо- и маслопроводов двигателей.

Технологическая сборочная единица, или узел — это сборочная единица, которая может собираться отдельно от других составных частей изделия (или изделия в целом) и выполнять определенную функцию в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями (ГОСТ 23887—79). Например, головки блоков цилиндров.

Агрегат — это сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия ( или изделия в целом) и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно. Сборка изделия или его составной части из агрегатов называется агрегатной.

Примером агрегатного изделия может служить автомобиль, металлорежущий станок.

Установленная последовательность ввода деталей и групп в технологический процесс сборки изделия характеризует систему его комплектования.

Последовательность комплектования может быть одновариантной в случае простых сборочных единиц и многовариантной для комплексных групп и изделий.

При делении изделия на сборочные единицы и детали целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями:

♦ сборочная единица не должна быть слишком большой по габаритным размерам и массе или состоять из большего числа деталей и сопряжений.

♦ если в процессе сборки требуется проведение испытаний, обкатки или специальной слесарной пригонки сборочной единицы, то она должна быть выделена в особую сборочную единицу (например, зубчатая пара заднего моста легкового автомобиля);

♦ сборочная единица при последующем монтаже ее в машине не должна подвергаться какой-либо разборке, но если это неизбежно, то соответствующие разборочные работы необходимо предусмотреть в технологии (крышка с корпусом, шестеренчатого насоса);

♦ большинство деталей машин, исключая ее главные базовые детали (станина, рама и др.), а также детали крепления и резьбовые соединения, должны быть включены в те или иные сборочные единицы, с тем чтобы сократить количество отдельных деталей, непосредственно подаваемых на общую сборку;

♦ трудоемкость сборки должна быть примерно одинакова для большинства сборочных единиц;

♦ сборочная единица не должна разбираться как в процессе сборки, так и в процессе дальнейшей транспортировки и монтажа;

♦ габаритные размеры сборочных единиц должны устанавливаться исходя из необходимости обеспечения возможности их сборки и с учетом наличия технических средств для их транспортирования;

♦ сборочным операциям должны предшествовать подготовительные и пригоночные работы, связанные с резанием металла, которые сводятся в отдельные операции и должны производиться на специальном рабочем месте или в механическом цехе на станках;

♦ изделие следует разбивать таким образом, чтобы конструктивные условия позволили осуществлять сборку наибольшего числа сборочных единиц независимо одна от другой и без ущерба для эксплуатационных характеристик машин, что обеспечивает лучшую ремонтопригодность.