Заклепочные соединения
Образование заклепочного шва
Заклепочный шов образуют заклепки и склепываемые детали, выполненные в большинстве случаев из листового материала или профилей проката (рисунок 3.1). Отверстия под заклепки в деталях продавливают или сверлят. При продавливании образуются мелкие трещины по периферии отверстий. Трещины могут быть причиной разрушения заклепочного шва во время работы. Продавленные отверстия применяют в малоответственных конструкциях. Сверление – процесс малопроизводительный и дорогой. Сверленые отверстия применяют в конструкциях, где требуется высокая надежность. При больших диаметрах отверстий практикуют продавливание с последующим рассверливанием. Диаметры отверстий под заклепки d0 принимают в зависимости от диаметра заклепки d (таблица 3.1).
Для образования замыкающей головки выступающий конец заклепки (рисунок 3.1, а) должен выходить из отверстия детали на длину
l0=1,5d (3.1)
Рисунок 3.1 – Образование заклепочного шва:
а – закладка заклепки;
б – клепка:
1 – закладная головка;
2 – замыкающая головка;
3 – поддержка;
4 – обжимка
Клепку производят на клепальных машинах (прессах) или вручную (пневматическими молотками). Сначала происходит осадка стержня, зазор между заклепкой и отверстием заполняется, после чего образуется замыкающая головка (рисунок 3.1, б).
Стальные заклепки диаметром до 12 мм можно ставить холодным способом, то же относится к заклепкам из цветных металлов и сплавов.
Таблица 3.1 – Диаметры отверстий под заклепки
Диаметр заклепки d, мм |
Диаметр отверстия d0, мм |
Диаметр заклепки d, мм |
Диаметр отверстия d0, мм |
||
Машино- и станкостроение |
Грубая сборка |
Машино- и станкостроение |
Грубая сборка |
||
6 |
6,5 |
6,7 |
12 |
13,0 |
13,0 |
8 |
8,5 |
8,7 |
16 |
16,5 |
17,0 |
10 |
10,5 |
11,0 |
20 |
21,0 |
21,0 |
При горячем способе стальные заклепки нагревают до светло-красного каления. Этот способ обеспечивает более высокое качество заклепочного шва, так как заклепки укорачиваются при остывании и стягивают детали, создавая на стыке их поверхностей большие силы трения, препятствующие относительному сдвигу деталей при действии нагрузки