Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Детали машин: сварные, заклепочные, резьбовые соединения - Расчет групповых болтовых соединений

Article Index
Детали машин: сварные, заклепочные, резьбовые соединения
Расчет сварных соединений при осевом нагружении
Рекомендации по конструированию сварных соединений встык и внахлест
Заклепочные соединения
Достоинства, недостатки и применение заклепочных соединений
Краткие сведения о материалах заклепочных соединений
Расчет на прочность элементов заклепочного шва
Допускаемые напряжения для заклепочных соединений
Резьбовые соединения
Методы изготовления резьбы
Стандартные крепежные детали
Инструмент для завинчивания и отвинчивания
Момент завинчивания, КПД и условие самоторможения
Виды повреждений резьбовых соединений
Расчет резьбовых соединений при различных случаях нагружения
Расчет групповых болтовых соединений
Расчет по условию нераскрытия стыка
Порядок проектирования резьбовых соединений
All Pages

Расчет групповых болтовых соединений


Расчет групповых болтовых соединений сводится к определению наиболее нагруженного болта и оценке его прочности.

Нагрузка действует в плоскости стыка. Примером может служить крепление кронштейна (рисунок 4.34). При расчете силу F заменяем такой же силой, приложенной в центре тяжести сечения всех болтов и моментом Т = Fl. Момент и сила стремятся повернуть и сдвинуть кронштейн. Нагрузка от силы F распределяется между болтами равномерно:

FF=clip_image372. (4.43)

Нагрузки от момента (реакции FT1, FT2,..., FТz) распределяются по болтам пропорционально их деформациям при повороте кронштейна. Деформации пропорциональны расстояниям болтов от центра тяжести сечения всех болтов, который считается центром поворота. Направление реакций болтов перпендикулярно радиусам r1, r2,..., rz. Наиболее нагруженным будет тот болт, который максимально удален от оси поворота. Составим условие равновесия:

T = clip_image374, (4.44)

где clip_image376 и откудаclip_image378.

Следовательно:

clip_image380.

Тогда можно определить максимальную нагрузку от момента Т

clip_image382. (4.45)

Суммарная нагрузка на каждый болт равна геометрической сумме соответствующих сил FF и FTi.

clip_image384

Рисунок 4.34 – Групповое болтовое соединение нагруженное в плоскости стыка

За расчетную принимают наибольшую из суммарных нагрузок. Сравнивая значения и направление реакций, можно сделать вывод, что для соединения, показанного на рисунке 4.34 наиболее нагруженными болтами являются 1-й и 3-й (реакции FF и FT близки по направлению).

В данной конструкции соединения болты могут быть поставлены без зазора или с зазором.

Болт поставлен без зазора. Нагрузка воспринимается непосредственно болтами, поэтому наиболее нагруженный болт рассчитывают по напряжениям среза и смятия [см. формулы (4.24) и (4.27)].

Болт поставлен с зазором. Отсутствие сдвига обеспечивается силами трения в стыке, которые образуются в результате предварительной затяжки. По найденной максимальной суммарной силе F1 определяют усилие затяжки наиболее нагруженного болта. Этим усилием затягивают все болты, а расчет выполняют на растяжение. Необходимая затяжка болтов

clip_image386,

где К = 1,3 – 2 – коэффициент запаса затяжки; Fmax = F1 сила, приходящаяся на наиболее нагруженный болт; f – коэффициент трения в стыке деталей (для сухих чугунных и стальных поверхностей f = 0,15 – 0,2).

Нагрузка раскрывает стык деталей. Методику решения рассмотрим на примере рисунок 4.35. Раскладываем силу F на составляющие F1 и F2. Переносим эти составляющие в центр стыка, в результате получаем действие сил F1 и F2 и момента

clip_image388. (4.46)

F1 и М раскрывают стык, a F2 сдвигает детали. Нераскрытие стыка и отсутствие сдвига обеспечивают усилием затяжки болтов Fзат . Допустим, что при действии момента М детали поворачиваются так, что стык остается плоским, тогда напряжения в стыке от М распределяются по линейному закону.