Разливочное отделение, включающее несколько разливочных машин, обычно располагают в одном из торцов цеха и соединяют с печами независимыми от других грузопотоков железнодорожными путями. Машины могут быть расположены по отдельности, с самостоятельным путем подачи чугуновозных ковшей или блоками из нескольких машин с общим путем подачи. В настоящее время, рекомендуется иметь по две разливочные машины в блоке, поскольку при большем их числе не обеспечивается независимая подача ковшей с чугуном к каждой машине.
Здание разливки двухпролетное. В пролете А — Б имеется железнодорожный путь 1 для установки чугуновозов 2, стенды, кантовальные устройства для наклона ковшей, маневровое устройство для подачи чугуновозов к стенду и отвода опорожненных чугуновозов; пролет Б—В, Оборудованный кранбалкой 3, служит для уборки скрапа и доставки запасного оборудования по пути 4, в пролете размещены пульты управления машинами. В зданиях 8 выдачи чугуна расположены приводы машин (конвейеров), устройства для выбивки и погрузки чушек в вагоны, подаваемые на пути 9 и 10. Разливочная машина (рис. 7.1) включает две наклонные параллельно движущиеся конвейерные ленты 8, снабженные приводом и натяжным устройством 2; кантовальное устройство 5; стенд 1; разливочный желоб 6; водопровод 10 с брызгалами для охлаждения мульд с чугуном; опрыскиватели 9 мульд известковым раствором и расположенные в здании 12 выдачи чугуна устройства 13 для выбивки чушек из мульд, а также устройства 15 — 17 для погрузки чушек чугуна в вагоны.
Каждый конвейер представляет собой две составленные из шарнирно соединенных пластин цепи, на которых болтами закреплены мульды — корытообразные изложницы для чугуна.
Цепи перемещаются по роликам 7, смонтированным на наклонных неподвижных опорах 11. Движение цепи обеспечивают две приводные звездочки 14, жестко посаженные на вал, вращаемый приводом. Натяжение конвейера осуществляют путем перемещения холостых звездочек 3 с помощью натяжного устройства 2. Мульды (изложницы) изготавливают из стали одноместными для получения одной чушки (45 кг) и двухместными для получения двух чушек (2х23 и 2х18 кг).
Рис. 7.1 Разливочная машина
Выпускаются три модификации машин: для ковшей вместимостью 100 т, 140 т и комбинированные — для 100 и 140-т ковшей. Их основные характеристики: масса отливаемых чушек 18, 23 или 45 кг; число изложниц в ленте 308 при массе чушек 45 кг и 154 — при массе чушек 18 и 23 кг; скорость движения ленты 11,3 м/мин; угол наклона ленты 9°44'; производительность при массе чушек 18, 23 и 45 кг составляет соответственно 122, 156 и 204 т/ч; высота машин 11,84 м, ширина 17,2 м, длина 59,06 м; длина конвейера машины 45,3 м.
Организация разливки и уборки чугуна. Поступающий чугуновоз устанавливают против стенда 1 так, чтобы ось ковша совпадала с осью разливочного желоба 6. Крюком кантовального устройства 5 наклоняют чугуновозный ковш 4, сливая из него чугун в желоб 6; ковш при этом опирается лапами на стенд 1. Через два сливных носка желоба чугун поступает в мульды двух движущихся вверх конвейерных лент 8. В процессе движения чугун в мульдах затвердевает, чушки и мульды охлаждают водой, подаваемой водопроводом 10 через брызгала.
При огибании конвейером приводных звездочек 14 чушки чугуна подвергаются воздействию устройства для выбивки и выпадают из мульд. Устройство выполнено в виде смонтированных на раме 13 рычагов, снабженных приводом. За счет усилия, создаваемого приводом, рычаги совершают колебательные движения, ударяя по чушкам, что побуждает их к выпадению из мульд.
Выпавшие чушки поступают в стационарный желоб 15 погрузочного устройства и затем по перекидным желобам 16 и 17 попадают в металлические железнодорожные платформы. Верхний 16 и нижний 17 перекидные желоба с помощью лебедок можно направлять либо в сторону железнодорожного пути 18, .либо в сторону пути 19, что позволяет подавать чушки в платформы, стоящие на двух смежных путях 18 и 19, без остановки разливочной машины. Чушки на металлических платформах поливают водой через специальный водопровод. По мере наполнения платформ их передвигают по рельсовому пути с помощью лебедки.
Опорожненные мульды в перевернутом положении движутся с конвейером сверху вниз. С помощью расположенных под конвейерными лентами опрыскивателей 9 внутреннюю поверхность мульд покрывают известковым раствором для предотвращения приваривания к ним чугуна.
Платформы с чушками от разливочных машин направляют на склад холодного чугуна, где чушки магнитным краном перегружают в штабели для хранения, а затем в вагоны МПС для отправки потребителям. Более рациональной является применяемая в последние годы на ряде заводов выдача и отгрузка чушек чугуна с использованием роторных охлаждающих устройств (рис. 7.2), располагаемых под разгрузочным концом разливочной машины. Падающие с конвейеров чушки по наклонному желобу 2 поступают в вертикально расположенное и наполовину погруженное в воду колесо 3, вращающееся с частотой 0,5 мин-1. Попадая в карманы 5 колеса, чушки вместе с ним движутся через слой воды, где охлаждаются, а затем поднимаются вверх. В верхней точке колеса они высыпаются из карманов на желоб 4, по которому поступают в вагоны 1 МПС. При этом способе не требуется дополнительной перегрузки чушек на складе холодного чугуна.
Рис. 7.2 Схема роторной установки для охлаждения и погрузки чугуна в вагоны