Конструкция поворотного желоба представлена на рис. 5.3. Собственно желоб 4 сварной конструкции со сменным сливным носком, футерованный огнупорными материалами, установлен на сварной поворотнoй раме и зафиксирован упорами. Передним концом рама шарнирно связана с опорно-центрирующим устройством, а задним через траверсу, которая может качаться в вертикальной плоскости, свободно опирается на роликовую дорожку. Рама вместе с желобом может поворачиваться в горизонтальной плоскости относительно оси опорно-центрирующего устройства на угол 16-18 град.
Роликовая дорожка имеет нижнее или верхнее расположение. В первом случае траверса 1 шарнирно прикреrrлепа непосредственно к раме, а во втором - к верхней части стойки, которая нижней частью жестко соединена с рамой. При нижнем расположении роликовая дорожка не подвергается интенсивному наrреву, но происходит ее замусоривание, затрудняющее работу привода; при этом доступ к дорожке для ее обслуживания затруднен. Поэтому в желобах с верхним расположением роликовой дорожки предусмгатривают постоянную смазку роликов дорожки и меры, исключающие коробление элементов конструкции в условиях повышенпого нагрева.
Привод поворота рамы с желобом состоит из элекrродвигателя переменного тока мощностью 11 кВт, червячного редуктора, колодочного тормoза, кинематического редуктора и командоаппарата, смонтированных на общей стационарной раме, а также кривошипа и шатуна, шарнирно связанпого с рамой.
Кривошипно-шатунный механизм привода обсспечивает плавностъ разгона и торможения поворотного желоба; пересечение желобом струи чугуна (шлака) при максимальном значении скорости поворота; строго определенные кpaйние положения желоба. Это слособствует устойчивой и надежной работе желоба при автоматизированном управлении механизмами разливки.
На случай аварийного обесточивания или выхода из строя электродвигателя предусмотрено ручное управлепие желобом от штурвала, который посредством конических зубчатых передач и переключающего устройства соединен с редуктором; электромеханическая блокировка исключает возможность пуска электродвигателя при повопоте желоба от штурвала.
Опорно-центрирующее устройство, роликовую дорожку и раму привода устанаилинают на несущих конструкцинх литейного двора над железнодорожными путями. При необходимости ремонта желоба на раму вместо него мостовым краном литейного двора доменной печи ставят заранее подготовленный запасной желоб. Стенка желоба в месте пересечения со струей чугуна (шлака) защищена снаружи огнеупорной футеровкой.
На рис.5.4 показан принцип работы поворотного желоба. В прежних конструкциях роликовую дорожку располагали внизу, и ее быстро забивало мусором. Сейчас, как правило, ее выносят наверх и экранируют снизу от воздействия лучистого тепла продуктов плавки. Поворот желоба осуществляется от электропривода, а в случае его отказа пользуются ручным механизмом.
Ниже приведены технические характеристики электрических поворотных желобов конструкции Гипромеза:
Расстояние между осями смежных железнодорожных путей, мм |
6750 |
5500 |
4800 |
Расположение опорной роликовой дорожки |
Нижнее |
Нижнее |
Верхнее |
Угол поворота желоба, град |
18 |
16 |
18 |
Время поворота, с |
2 |
2 |
2 |
Электродвигатель привода: Мощность, кВт Частота вращения, с-1 Масса (без футеровки), т |
11 935 16,1 |
7,5 930 11,3 |
11 935 14,2 |
Недостатком этой конструкции является разбрызгивание чугунa при пересечении струи стенкой поворачивающегося желоба.
Рис. 5.3 Поворотный желоб.
1 – траверса; 2 – роликовая дорожка; 3 – стойка; 4 – желоб; 5 – поворотная рама желоба; 6 – опорно-центрирующее устройство; 7 – рама привода; 8 – редуктор; 9 – колодочный тормоз; 10 – электродвигатель; 11 – кинематический редуктор; 12 – командоаппарат; 13 – штурвал; 14 - переключающее устройство; 15 – шатун; 16 – кривошип.
Рис. 5.4. Поворотный желоб для разливки чугуна по ковшам:
1- роликован дорожка; 2- опорный башмак; 3-стационарный желоб; 4-, поворотный желоб; 5- электропривод поворота; 6- штурвал ручного механизма поворота; 7- ось (геометрическая) поворота желоба; 8- ковш.