Уборка чугуна
На отечественных и зарубежных заводах общепринятой является ковшевая уборка чугуна от доменных печей. Для приема чугуна от печей и его транспортировки применяют открытые грушевидные ковши и ковши миксерного типа. В миксерных ковшах чугун транспортируют в переливные отделения сталеплавильных цехов, в открытых ковшах — в миксерное отделение сталеплавильного цеха или на разливочные машины доменного цеха.
Чугуновоз с грушевидным ковшом. Данный тип чугуновозов (рис. 6.1) представляет собой опирающуюся на две ходовые тележки 1 платформу, на которой устанавливают ковш 6. Платформа состоит из двух лафетов 2, жестко соединенных между собой, изогнутыми балками 9. Ковш вместимостью 100 или 140 т имеет футерованный шамотным кирпичом стальной сварной кожух грушевидной формы. К кожуху с двух сторон приварены стальные щеки, каждая из которых заканчивается двумя лапами 5 и имеет по три цапфы. Две нижние цапфы 3 малого диаметра служат для опоры ковша на лафет, а цапфы 4 большого диаметра — для захвата ковша крюками крана при подъеме. Лапы 5 предназначены для опоры ковша на стенд разливочной машины при его кантовании в процессе разливки чугуна в чушки. Ковш снабжен двумя сливными носками 7 и двумя кронштейнами 8, за которые ковш захватывают крюками для кантования. Основные характеристики чугуновозов с открытыми ковшами приведены ниже:
Параметры ковша: |
||
Вместимость, т |
100 |
140 |
Длина, м |
3,99 |
4,72 |
Ширина, м |
3,6 |
3,76 |
Высота, м |
3,7 |
3,81 |
Параметры чугуновоза: |
||
длина по осям сцепок, м |
8,2 |
9,0 |
ширина, м |
3,6 |
3,75 |
высота, м |
4,21 |
4,3 |
масса (с чугуном), т |
150 |
203 |
Рис. 5.8 Машина для забивки чугунной летки.
1 – носок; 2 – переходный патрубок; 3 – опорная плита; 4 – промежуточный цилиндр; 5 – привод выталкивания леточной массы; 6 – указатель положения поршня; 7 – люк для подачи массы; 8 – качающиеся рычаги; 9 – рабочий цилиндр; 10 – клин для фиксации переходного патрубка; 11 – клин для фиксации носка; 12 – рычаг для расцепления в ручную; 13 – привод; 14 – ролик для сцепления с крюком; 15 – колонна; 16 – электродвигатель; 17 – редуктор; 18 – крюк; 19 – поворотная консоль.
Рис. 6.1 Чугуновоз с открытым (грушевидным) ковшом
Чугуновоз миксерного типа. На отечественных печах применяют чугуновозы миксерного типа следующей вместимостью 150, 420 и 600 т. Их основные характеристики представлены ниже:
Вместимость, т |
150 |
420 |
600 |
Наружный диаметр корпуса, м |
3,17 |
3,63 |
3,3 |
Длина по осям сцепок, м |
32,28 |
31,85 |
39,56 |
Скорость передвижения, км/ч |
35 |
10 |
10 |
Масса в груженом состоянии, т |
348 |
834 |
1247 |
Передвижные миксеры вместимостью 150 и 420 т по устройству однотипны. На рис. 6.2 показан 420-т миксерный ковш. Он имеет стальной сварной кожух 5 сигарообразной формы, футерованный изнутри огнеупорным кирпичом. В центральной верхней части ковша имеется заливочное окно 6, по бокам от него расположены два вспомогательных окна 7, используемых при ремонтах футеровки. К торцам кожуха приварены цапфы, которыми ковш опирается через опорные узлы 4 и 8 на две многоосные ходовые тележки 1, перемещающиеся по рельсовому пути. На одной из тележек расположен защищенный кабиной 2 навесной механизм поворота 3, соединенный с цапфой. Вращением ковша вокруг оси цапф обеспечивают слив чугуна через заливочное окно.
Рис. 6.2 Передвижной миксеровоз вместимостью 420 т.
Рис. 6.3 Передвижной миксеровоз вместимостью 600 т.
Миксеровоз вместимостью 600 т показан на рис. 6.3. Общий вид его представлен на рис. 6.4. Цилиндрический, футерованный изнутри корпус 3 миксера выполнен сварным из стальных листов толщиной 120 мм; он имеет два съемных днища 1 и горловину 4 для заливки и слива чугуна. К корпусу приварены бандажи, которыми он опирается на ролики, закрепленные в двух опорных узлах 2, что обеспечивает возможность поворота корпуса вокруг горизонтальной оси. Каждый из опорных узлов 2 закреплен на платформе 7, опирающейся на четыре трехосные железнодорожные тележки. На одной из платформ расположен многодвигательный механизм поворота миксера, защищенный кабиной 6 и соединенный с корпусом специальным рычажным механизмом 5. Миксер транспортируют с помощью локомотива.
Рис. 6.4 Общий вид миксеровоза вместимостью 600 т.