Уборка шлака от печей ковшами. Для транспортировки шлака применяют стальные или чугунные ковши вместимостью 11, 16 и 16,5 м3. В доменном цехе формируют составы из 6—9 шлаковозов, которые отправляют на шлакоперерабатывающую установку. Там перед сливом шлака с помощью специальной установки пробивают корку на поверхности шлака. После слива шлака на участке выбивки ковшевых остатков из ковшей удаляют шлаковые остатки — коржи или скардовины (корки шлака, застывшие на стенках ковша и на поверхности расплава). Удаление ведут путем ударов по донной части наклоненного ковша грузом массой до 3 т (например, передвижным копром) или гидровыбивкой. Для гидровыбивки в дне ковша сверлят отверстие и приваривают к нему патрубок. Наклонив опорожненный ковш, патрубок соединяют с водопроводом. Вода проникает в зазор между стенкой ковша и коркой шлака и, испаряясь, выталкивает скардовины. Для облегчения выбивки корок шлака и предотвращения приваривания попадающего в ковш чугуна внутреннюю поверхность ковшей опрыскивают раствором извести и подсыпают шлаковым щебнем. Время оборота ковша составляет 5—6 ч, длительность пребывания шлака в ковшах 1,1—2,5 ч.
Шлаковозы предназначены для приема выпускаемого из доменной печи шлака и транспортирования его на установки переработки и, в редких случаях, на шлаковый отвал. Шлаковозы перемещают по железнодорожным путям с помощью локомотива. Выпускают несколько модификаций шлаковозов, различающихся вместимостью шлаковозного ковша (11, 16, 16,5 м3), его формой (шлаковоз вместимостью 16,5 м3 имеет форму овала (рис. 6.5) и конструкцией механизма опрокидывания или кантования ковша (механизмы винтового (рис. 6.6) или зубчатого типов).
Рис. 6.5 Шлаковоз вместимостью 16,5 м3.
К шлаковозам предъявляются следующие основные требования:
1. форма чаши должна способствовать беспрепятственному выходу из нее затвердевшего шлака на шлаковом отвале;
2. должна быть исключена возможность самопроизвольного опрокидывания чаши как при ее кантовании, так и при движущемся или остановленном шлаковозе;
3. должна быть обеспечена поперечная устойчивость шлаковоза при опрокидывании чаши как порожней, так и груженой;
4. конструкция, флорма и материал чаши, а также способ ее крепления должны обеспечивать долговечность чаши;
5. привод механизма опрокидывания чаши должен допускать возможность регулирования скорости слива шлака на грануляционных установках;
6. как и для чугуновозов, необходимы возможно большая постановочная емкость и меньший коэффициент тары.
Рис. 6.6 Шлаковоз с винтовым механизмом кантования
Шлаковый ковш (чаша) 6 четырьмя лапами-приливами 5 опирается на опорное кольцо. Замки, образованные впадинами на лапах 5 ковша и выступами на опорном кольце, предотвращают смещение ковша в окружном направлении. Удержание ковша в кольце при кантовании обеспечивают четыре выступа 12, на которые воздействуют упоры, шарнирно закрепленные в проушинах 11 опорного кольца.
Шлаковые ковши изготавливают литыми из стали и реже из чугуна, поскольку стойкость ковшей из стали в 3—3,5 раза выше, чем отлитых из чугуна. Ковши вместимостью 11 и 16 м3 в поперечном сечении круглые, ковши вместимостью 16,5 м3 — овальные. Механизм кантования ковша 4, приводимый в действие электродвигателем, размещают на одном лафете шлаковоза он воздействует на одну из цапф опорного кольца.
Применение ковшей повышенной вместимости без удаления ковшевых остатков — начинающее внедряться новое направление в ковшевой уборке шлака. Ковш вместимостью 36 м3 эксплуатируется на Донецком металлургическом заводе. Разрабатываются проекты ковшей-миксеров вместимостью 30—50 м3, Такие ковши рассчитаны на работу с постояниым гарнисажем; образующийся на металлической стенке ковша слой застывшего шлака (гарнисаж) выполняет роль футеровки и теплоизоляции. Использование таких ковшей исключает образование ковшевых остатков; операции по их выбивке и последующей переработке; увеличивает на 20—25% количество перерабатываемого в жидком виде на ценные продукты шлака; ускоряет оборот шлаковозов и позволяет сократить их число в 3—5 раз; позволяет почти полностью улавливать содержащийся в шлаке металл; удлиняет срок службы шлаковозов, которые не подвергаются ударам при удалении ковшевых остатков.