Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Проектирование доменных цехов: устройство и оборудование литейных дворов, разливка чугуна и переработка шлаков - Уборка шлака

Article Index
Проектирование доменных цехов: устройство и оборудование литейных дворов, разливка чугуна и переработка шлаков
Конструкция горновых желобов
Поворотные желоба
Качающиеся желоба
Оборудование для обслуживания леток
Уборка продуктов плавки
Уборка шлака
Средства для передвижения ковшей
Разливка чугуна
Переработка жидких шлаков
Припечная грануляция
All Pages
Уборка шлака


Уборка шлака от печей ковшами. Для транспортировки шлака применяют стальные или чугунные ковши вместимостью 11, 16 и 16,5 м3. В доменном цехе формируют составы из 6—9 шлаковозов, которые отправляют на шлакоперерабатывающую установку. Там перед сливом шлака с помощью специальной установки пробивают корку на поверхности шлака. После слива шлака на участке выбивки ковшевых остатков из ковшей удаляют шлаковые остатки — коржи или скардовины (корки шлака, застывшие на стенках ковша и на поверхности расплава). Удаление ведут путем ударов по донной части наклоненного ковша грузом массой до 3 т (например, передвижным копром) или гидровыбивкой. Для гидровыбивки в дне ковша сверлят отверстие и приваривают к нему патрубок. Наклонив опорожненный ковш, патрубок соединяют с водопроводом. Вода проникает в зазор между стенкой ковша и коркой шлака и, испаряясь, выталкивает скардовины. Для облегчения выбивки корок шлака и предотвращения приваривания попадающего в ковш чугуна внутреннюю поверхность ковшей опрыскивают раствором извести и подсыпают шлаковым щебнем. Время оборота ковша составляет 5—6 ч, длительность пребывания шлака в ковшах 1,1—2,5 ч.

Шлаковозы предназначены для приема выпускаемого из доменной печи шлака и транспортирования его на установки переработки и, в редких случаях, на шлаковый отвал. Шлаковозы перемещают по железнодорожным путям с помощью локомотива. Выпускают несколько модификаций шлаковозов, различающихся вместимостью шлаковозного ковша (11, 16, 16,5 м3), его формой (шлаковоз вместимостью 16,5 м3 имеет форму овала (рис. 6.5) и конструкцией механизма опрокидывания или кантования ковша (механизмы винтового (рис. 6.6) или зубчатого типов).

clip_image036

Рис. 6.5 Шлаковоз вместимостью 16,5 м3.

К шлаковозам предъявляются следующие основные требования:

1. форма чаши должна способствовать беспрепятственному выходу из нее затвердевшего шлака на шлаковом отвале;

2. должна быть исключена возможность самопроизвольного опрокидывания чаши как при ее кантовании, так и при движущемся или остановленном шлаковозе;

3. должна быть обеспечена поперечная устойчивость шлаковоза при опрокидывании чаши как порожней, так и груженой;

4. конструкция, флорма и материал чаши, а также способ ее крепления должны обеспечивать долговечность чаши;

5. привод механизма опрокидывания чаши должен допускать возможность регулирования скорости слива шлака на грануляционных установках;

6. как и для чугуновозов, необходимы возможно большая постановочная емкость и меньший коэффициент тары.

clip_image038

Рис. 6.6 Шлаковоз с винтовым механизмом кантования

Шлаковый ковш (чаша) 6 четырьмя лапами-приливами 5 опирается на опорное кольцо. Замки, образованные впадинами на лапах 5 ковша и выступами на опорном кольце, предотвращают смещение ковша в окружном направлении. Удержание ковша в кольце при кантовании обеспечивают четыре выступа 12, на которые воздействуют упоры, шарнирно закрепленные в проушинах 11 опорного кольца.

Шлаковые ковши изготавливают литыми из стали и реже из чугуна, поскольку стойкость ковшей из стали в 3—3,5 раза выше, чем отлитых из чугуна. Ковши вместимостью 11 и 16 м3 в поперечном сечении круглые, ковши вместимостью 16,5 м3 — овальные. Механизм кантования ковша 4, приводимый в действие электродвигателем, размещают на одном лафете шлаковоза он воздействует на одну из цапф опорного кольца.

Применение ковшей повышенной вместимости без удаления ковшевых остатков — начинающее внедряться новое направление в ковшевой уборке шлака. Ковш вместимостью 36 м3 эксплуатируется на Донецком металлургическом заводе. Разрабатываются проекты ковшей-миксеров вместимостью 30—50 м3, Такие ковши рассчитаны на работу с постояниым гарнисажем; образующийся на металлической стенке ковша слой застывшего шлака (гарнисаж) выполняет роль футеровки и теплоизоляции. Использование таких ковшей исключает образование ковшевых остатков; операции по их выбивке и последующей переработке; увеличивает на 20—25% количество перерабатываемого в жидком виде на ценные продукты шлака; ускоряет оборот шлаковозов и позволяет сократить их число в 3—5 раз; позволяет почти полностью улавливать содержащийся в шлаке металл; удлиняет срок службы шлаковозов, которые не подвергаются ударам при удалении ковшевых остатков.