Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Физико-химические основы тепловых процессов - Температура горения топлива

Article Index
Физико-химические основы тепловых процессов
Состав и компоненты топлива
Состав твердого и жидкого топлива
Компоненты топлива
Теплота сгорания топлива
Расход кислорода и воздуха для горения топлива
Расход воздуха для горения топлива
Состав продуктов сгорания. Недожог топлива
Недожог топлива
Температура горения топлива
Действительная температура горения
Коэффициент использования тепла топлива
Показатель излучательной способности топлива
Энергетика химических связей и теплота сгорания топлива
Закон действующих масс
Воспламенение топлива, температура воспламенения
Пределы воспламенения
Распространение пламени в газовоздушных смесях
Ламинарный и турбулентный газовый факел
Длина ламинарного газового факела
Уравнение для расчета длины турбулентного газового факела
All Pages

Температура горения топлива

Температура является уровнем теплового движения. Кроме того, согласно кинетической теории, температура является показателем средней кинетической энергии молекул.

Единица измерения температур – градус. В теплотехнике используется две температурные шкалы: Цельсия и Кельвина.

За начало отсчета в (стоградусной) шкале Цельсия принята температура плавления льда при нормальном давлении Ро = 101325 Па, а за 100 градусов принята температура кипения воды при том же нормальном давлении.

За начало отсчета по шкале Кельвина принята температура, при которой молекулы вещества перестают двигаться. Шкалу Кельвина также называют абсолютной шкалой. Связь между абсолютной температурой Т, К и температурой Цельсия t, oC определяется уравнением:

T = t + 273,15

Теплоемкость это способность сопротивляться повышению уровня тепловго движения. Теплоемкостью тела называют количество теплового движения (тепла), которое нужно сообщить телу, чтобы повысить его температуру на 1о.

Теплоемкость зависит от количества вещества в теле. Теплоемкость, отнесенная к единице количества вещества, называется удельной. В зависимости от выбора единицы измерения теплоемкость (С) может быть молярной, массовой или объемной. Применительно к газам теплоемкость может быть при постоянном объеме и при постоянном давлении. С увеличением температуры теплоемкость возрастает.

Удельная теплоемкость, определенная при данной температуре, носит название истинной и обозначается

clip_image018 кдж/(м3×К),

 

 

где it (кдж/м3) - удельная энтальпия при данной температуре t.

В практике расчетов часто приходится пользоваться средней теплоемкостью в интервале температур t1 и t2, которую называют расчетной средней теплоемкостью.

Теплоемкость и энтальпию смеси газов А, В, Д и др., если известно их объемное процентное содержание, подсчитывают из выражений:

Ссм = 0,01·(СА·%А + СВ·%В + СД·%Д) кдж/(м3·оС);

itсм = 0,01·(it(А)·%А + it(В)·%В + it(Д)·%Д) кдж/м3.

Калориметрическая температура горения.

 

Если все тепло, получаемое при горении, остается в продуктах сгорания и идет лишь на повышение их температуры, то в этом случае температура продуктов сгорания приобретает свое наибольшее значение и называется калориметрической. Эта температура является чисто расчетной величиной, и определяется из следующего выражения

tкал =clip_image020,

 

где VD - объем дымовых газов на единицу топлива, м3/кг (м33);

С0t - средняя объемная теплоемкость дыма в интервале температур от 0 до tкал, определяемая по известному составу продуктов сгорания.

Калориметрическую температуру горения определяют тремя способами: по методу линейной интерполяции; графическим методом и по методу последовательных приближений.

На величину калориметрической температуры влияют следующие факторы:

1) подогрев воздуха и топлива;

2) процентное содержание кислорода в воздухе;

3) коэффициент расхода воздуха на горения;

4) теплота сгорания топлива.

Подогрев воздуха и топлива ведет к увеличению калориметрической температуры сгорания, особенно для топлив с низкой теплотой сгорания. С увеличением коэффициента расхода воздуха выше теоретического (n>1) калориметрическая температура снижается, т.к. возрастает объем продуктов сгорания. Использование воздуха, обогащенного кислородом, ведет к увеличению калориметрической температуры горения вследствие уменьшения количества продуктов сгорания. В большинстве случаев увеличение теплоты сгорания топлива способствует повышению калориметрической температуры горения.

Нормальная калориметрическая температура горения

Калориметрическая температура горения может быть использована для характеристики топлива, если эта температура определяется при нормальных условиях, а именно:

а) начальная температура топлива и воздуха составляет 0оС;

б) полное горение происходит с теоретическим количеством сухого естественного воздуха;

в) процесс диссоциации продуктов сгорания отсутствует;

г) в камере горения поддерживается нормальное давление 0,1 Мпа (760 мм.рт.ст.).

Рассчитанная в этих условиях температура называется нормальной калориметрической температурой или иначе жаропроизводительностью.

Теоретическая температура горения

Калориметрическую температуру рассчитывают исходя из предположения, что реакции горения являются необратимыми и идут лишь в одну сторону до образования конечных продуктов окисления углекислого газа и воды. В действительности эти реакции являются обратимыми, и при температурах выше 1800 оС эндотермические реакции диссоциации СО2 и Н2О начинают оказывать ощутимое влияние на снижение температуры горения. Температура, рассчитанная с учетом диссоциации СО2 и Н2О, получила название теоретической и является ниже калориметрической.

При сжигании топлива в воздухе, обогащенном кислородом, калориметрическая и теоретическая температуры горения получаются выше и разница между ними достигает значительных величин. В этих случаях расчет теоретической температуры горения следует производить по более сложной методике. Однако нужно отметить, что наличие интенсивной теплопередачи при горении топлива резко снижает температуру продуктов сгорания и максимальные действительные температуры в металлургических печах редко превышают 1800 оС. Топливо сжигают в печах, с некоторым избытком воздуха, что уменьшает диссоциацию и сводит ее влияние к минимуму.