Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Физико-химические основы тепловых процессов - Компоненты топлива

Article Index
Физико-химические основы тепловых процессов
Состав и компоненты топлива
Состав твердого и жидкого топлива
Компоненты топлива
Теплота сгорания топлива
Расход кислорода и воздуха для горения топлива
Расход воздуха для горения топлива
Состав продуктов сгорания. Недожог топлива
Недожог топлива
Температура горения топлива
Действительная температура горения
Коэффициент использования тепла топлива
Показатель излучательной способности топлива
Энергетика химических связей и теплота сгорания топлива
Закон действующих масс
Воспламенение топлива, температура воспламенения
Пределы воспламенения
Распространение пламени в газовоздушных смесях
Ламинарный и турбулентный газовый факел
Длина ламинарного газового факела
Уравнение для расчета длины турбулентного газового факела
All Pages

Компоненты топлива


Углерод является наиболее важной горючей составной частью топлива. Углерод в топливе может находиться в форме разнообразных соединений с водородом, кислородом, азотом и серой. Эти соединения могут подвергаться естественному разложению в природных условиях и искусственному разложению при нагревании топлива без доступа воздуха. В результате получаются соединения приближающиеся к чистому углероду и содержащие в своей органической части водород, кислород, азот и серу в ничтожных количествах (антрацит, кокс, древесный уголь).

В органической части различных твердых топлив содержание углерода колеблется от 50 % в древесине до 95 % в антраците. В различных сортах жидкого топлива содержится 85¸90 % углерода и 10¸15 % водорода.

Окись углерода входит в состав газообразного топлива. Наибольшее количество ее содержится в доменном и генераторном газах (25¸35 %) в коксовом газе содержится примерно 6¸10 %, а в природном газе заметны лишь следы окиси углерода. Окись углерода способна вступать в соединение с гемоглобином крови.

Водород в топливе может находиться в свободном виде, а также в виде различных соединений с углеродом, серой и кислородом. Водород с углеродом и серой образуют непрочные соединения и дает при сгорании тепла примерно в таком же количестве, как и свободный. Водород, связанный с кислородом, остается инертным при горении, следовательно, является балластом топлива, причем условно считают, что весь кислород топлива связан с водородом в виде воды.

Общее содержание водорода в естественном твердом топливе колеблется в пределах 1¸6 %, в жидком - 10¸15 %, а в газообразном может достигать 60% (коксовый газ). Наибольшее количество свободного водорода содержится в коксовом газе, наименьшее в доменном и генераторном газах.

Углеводороды.

Естественные виды топлива, являясь продуктами органического мира, содержат соединения углерода, водорода и кислорода. Углерод и водород склоны вступать в прочные химические соединения между собой. Атомы углерода способны соединяться друг с другом, образуя “углеродный скелет” молекулы. Каждый атом углерода играет роль звена в углеродной цепи. Атом углерода может образовать 4 химические связи, из которых обычно 2 связи идут на образование углеродной цепи, а остальные могут быть заняты атомами водорода. Между атомами углерода могут быть двойные и тройные связи.

Углеводороды получают свои названия в зависимости от строения молекул.

Алканы (парафины) имеют молекулу с общей формулой CnH2n+2 (метан CH4, этан C2H6, пропан C3H8, бутан C4H10 и т.д). Углеводороды метанового ряда являются основными составляющими естественного газообразного топлива, а также входят в состав некоторых видов нефти.

Алкены (олефины) имеют молекулу с общей формулой CnH2n (этилен иначе этен C2H4, пропилен C3H6, бутен C4H8 и т.д).

Алкины имеют молекулу с общей формулой CnH2n-2 (ацетилен иначе этин C2H2, пропин C3H4, бутин C4H6 и т.д).

Углеводороды могут окисляться, т.е. вступать в соединение с кислородом, в результате чего образуются вещества: спирты, эфиры, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы в виде сахаридов, крахмал, клетчатка или целлюлоза.

Кислород в топливе находится, как правило, в прочных химических соединениях с горючими элементами и является балластом. В твердом топливе содержание кислорода достигает 44% (в древесине), в жидком до 1,5%, а в газообразном топливе содержание свободного кислорода незначительно до 0,5%.

Азот является негорючей составной частью топлива и, следовательно, представляет собой балласт. Содержание азота в твердых и жидких топливах весьма незначительно (0,5¸1%). Иначе обстоит дело с газообразными топливами, где азот в свободном состоянии может содержаться в больших количествах (60% в доменном газе).

Сера в твердом топливе может содержаться в трех видах: в виде органических соединений с углеродом, водородом, азотом и кислородом (So); в виде сернистого соединения (железный колчедан) - называется колчеданной (Sк); в виде сернокислых сульфатных соединений CaSO4, FeSO4 и т.д. - называется сульфатной (Sс). При нагревании топлива без доступа воздуха (при сухой перегонки) вся органическая и колчеданная сера улетучивается - такую серу называют летучей. При горении летучей серы выделяется тепло в значительных количествах. Присутствие серы в топливе нежелательно по следующем причинам: сернистый газ разъедает металлические части топки, а выброшенный в атмосферу вредно действует на растительный и животный мир; при нагревании или плавлении металла часть серы может переходить в металл, резко снижая его качество. Содержание серы в различных видах топлива колеблется от десятых долей процента в газообразном топливе до нескольких процентов в твердом.

Зола топлива является балластом. В состав золы входят кислотные окислы (SiO2, Al2O3) основные окислы (CaO, MgO, FeO, Fe2O3, Na2O, K2O и др.). Зола входит главным образом в состав твердого топлива. Жидкое топливо содержит мало золы, а газообразное топливо может содержать немного минеральной пыли.

Влага, являясь балластом топлива, способствует самовозгоранию твердого топлива в процессе хранения и его смерзанию в зимнее время. Различают влагу внешнюю и внутреннюю. Количество внешней влаги зависит от атмосферных условий. Внешняя влага удаляется при естественной подсушке топлива (без подогрева).

Внутренняя влага включает в себя гигроскопическую и гидратную влагу. Гигроскопическая влажность иначе называется влажностью аналитической пробы. Эта влага удаляется из топлива при нагревании его до 105 оС. В золе содержится гидратная влага, входящая в состав различных химических соединений. Эта влага удаляется при температуре порядка 400¸500 оС в процессе нагревания топлива.