Организация поточных линий
На предприятиях машиностроения существуют следующие виды организации поточных линий:
а) непрерывно-поточные с рабочими конвейерами;
б) непрерывно-поточные с распределительными конвейерами;
в) непрерывно-поточные со свободным ритмом;
г) непрерывно-поточные с неподвижным объектом;
д) прерывно-поточные линии.
а) На таких поточных линиях рабочие конвейеры являются местом выполнения работ и представляют собой линии для непрерывного перемещения изготавливаемых изделий с заданной скоростью. Такие линии создаются для сборки средних и крупных изделий в массовом и крупносерийном производстве. Для выполнения каждой операции вдоль такого конвейера создается рабочая зона, чтобы предоставить сборщику определенные маневренные возможности.
б) Распределительный конвейер отличается от рабочего тем, что он служит средством перемещения обрабатываемых деталей или собираемых изделий, а не местом выполнения работ. Для установки изделий на таком конвейере служат подвески, подставки. Для обработки изделие снимается с конвейера, после обработки – возвращается на конвейер для передачи на следующую операцию. Такие поточные линии создаются для обработки и сборки небольших деталей или изделий.
в) Непрерывно-поточные линии со свободным ритмом создаются на основе синхронизации операций. Условие синхронности поточной работы можно представить формулой:
Операции выполняются на стационарных рабочих местах, связанных между собой транспортными средствами (платформами, тележками), с помощью которых готовые изделия передаются с рабочего места к другому.
г) Непрерывно-поточные линии с неподвижным объектом применяются при сборке крупных и тяжелых изделий, межоперационная транспортировка которых либо невозможна, либо экономически не выгодна. Собираемые изделия в течение всего времени сборки стоят неподвижно, а бригады сборщиков переходят от одного изделия к другому.
д) Прерывно-поточные линии основаны на неполной синхронизации операций и имеют следующие особенности:
1) для бесперебойной работы линии между несинхронными операциями создаются необходимые заделы деталей или изделий – межоперационные оборотные заделы;
2) для более полного использования рабочего времени, рабочие, недостаточно занятые на своем рабочем месте, привлекаются к многостаночному обслуживанию
3) для упорядочения работы поточной линии составляется стандарт-план, который регламентирует режим работы поточной линии в течение смены или суток. Стандарт-план позволяет найти такой режим работы поточной линии, при котором сводятся к минимуму межоперационные оборотные заделы, и достигается полная загрузка рабочих мест и оборудования.