Машиностроение и механика

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Экономика цветной металлургии: структура и продукция отрасли - ЛЕГКИЕ МЕТАЛЛЫ

Article Index
Экономика цветной металлургии: структура и продукция отрасли
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Отраслевая структура экономики 1992 г
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ. СТРУКТУРА И ПРОДУКЦИЯ ОТРАСЛИ
ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ
Никель
Свинец и цинк
Олово
ЛЕГКИЕ МЕТАЛЛЫ
Титан
Магний
ЛЕГИРУЮЩИЕ МЕТАЛЛЫ
Молибден
БЛАГОРОДНЫЕ МЕТАЛЛЫ
Серебро
Металлы платиновой группы
РЕДКИЕ МЕТАЛЛЫ И ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ
All Pages

ЛЕГКИЕ МЕТАЛЛЫ

 

Современную промышленность нельзя себе представить без широкого использования легких металлов - алюминия, магния, титана.

Алюминий

Алюминий стал символом технологий второй половины XX в. Ежегодно в мире добывается более 20 млн т алюминия, производства его организованы в 70 странах мира (рис. 24).

Главными секторами, определяющими мировой спрос на алюминий, являются стройиндустрия, упаковка, общее машиностроение, авиакосмическая отрасль, автомобилестроение и энергетика. В упаковке используется в основном фольга и тонкий прокат для банок, в стройиндустрии - легкие конструкции. Применение алюминия в автомобилестроении позволяет повысить прочность и снизить массу машины при сохранении размеров (последнее дает значительную экономию на топливе).

clip_image026

Рис.24. Доли стран-производителей алюминия в 2003 г.

В авиакосмической отрасли алюминий - основной конструкционный материал: фюзеляж самолета примерно на 80 % состоит из алюминия, а для производства, например, одного Боинга-747 необходимо около 75 т первичного алюминия. В мире сейчас примерно 5,3 тысячи крупных воздушных судов и несколько тысяч легких самолетов и вертолетов, причем в первом десятилетии XXI в. прогнозируется увеличение спроса на воздушные суда примерно на 60 %.

Алюминий также используется в энергетике в высоковольтных линиях электропередачи, при строительстве зданий в зонах потенциальных землетрясений, при производстве высокоскоростных поездов и судов (рис. 25). Из алюминия производится примерно 50 % посуды.

Потребление алюминия на душу населения относится к числу обобщающих характеристик состояния экономики, ее производственного аппарата. Оказывается, этот показатель может выполнять и роль одного из индикаторов, по абсолютной величине которых можно судить об уровне жизни населения. Высокий уровень жизни в США, например, обусловлен самым высоким в мире производством валового национального продукта на душу населения, которое в свою очередь связано, в частности, с широким использованием в экономике алюминия (31,3 кг на душу населения). При этом совсем не обязательно, чтобы производство первичного алюминия осуществлялось в данной стране: Япония, потребляющая на душу населения 34 кг, живет на импортном алюминии (2,8 млн т/г.); США ввозят алюминия на 1,5 млн т больше, чем вывозят.

clip_image027

Рис.25. Потребление алюминия в России в 2001 г.

clip_image028

Рис.26. Потребление алюминия по странам Европы в 2000 г., кг/чел

Россия хотя и занимает второе место в мире по объему производства первичного алюминия, по потреблению на душу населения отстает от большинства развитых стран (рис. 26).

Прямая связь двух показателей - ВНП и потребления алюминия на душу населения - не является случайной. Дело в том, что алюминий оказался тем материалом, который с момента своего появления в промышленных объемах благодаря своим конструкционным и эксплуатационным качествам стал постоянно действующим фактором технического прогресса и в конечном итоге повышения эффективности экономики.

Алюминиевая промышленность считается в России едва ли не самой благополучной подотраслью металлургии и промышленности в целом. Алюминий в России производят 11 заводов. Их суммарная мощность составляет свыше 3 млн т первичного алюминия в год (рис. 27). Поэтому наша страна входит в число крупнейших производителей алюминия.

clip_image029

Рис.27. Производство алюминия на российских заводах в 2000 г., тыс. т

Высокие объемы производства в сочетании с низким потреблением алюминия внутри страны делают алюминиевую отрасль экспортоориентированной. Зависимость от внешнеторговой конъюнктуры может стать причиной кризисных ситуаций и падения объемов производства в алюминиевой промышленности.

Индикатором цен на алюминий на мировом рынке является Лондонская биржа металлов (LME), ежедневно проводящая торги по алюминию и другим цветным металлам. До второй мировой войны 1 т металла можно было купить за 300-400 дол. Затем цены на алюминий постоянно росли. Равновесие было нарушено после распада Советского Союза. В 90-е гг. XX в. российские производители алюминия увеличили свою активность на мировом рынке.

В течение 1990-1994 гг. доля России на мировом рынке первичного алюминия росла (с 4 до 12 %), а цена первичного алюминия на мировых рынках падала (рис. 28).

clip_image030

Рис.28. Цена на наличный алюминий на ЛБМ, дол. США/т

После того как в 1993 г. мировые запасы алюминия выросли почти до 5 млн т, цена 3-месячных контрактов на Лондонской бирже металлов в ноябре того же года достигла 10-летнего минимума - 1 040 дол/т. Представители Европейского координационного совета, США, Канады, Норвегии, Австралии и России вынуждены были в мае 1994 г. подписать "Меморандум о взаимопонимании" о добровольном ограничении производства и продаж алюминия. Наступившее в то же время оживление производства в США, Японии и странах ЕС наряду с предпринятыми мерами по снижению производства привели к росту цен и стабилизации ситуации на рынке алюминия.

Снижение цен в 1996 г. было вызвано высокими запасами, которые сделали потребители в ожидании повышения цен в 1995 г., а снижение цен в 1998 г. связано с финансовым кризисом в странах Юго-Восточной Азии. Дестабилизирующее положение на рынок оказывают военные конфликты, атаки террористов и прочие факторы неэкономического характера. Но основная причина колебания цен на рынке алюминия - состояние мировой экономики. Экономический рост даже в отдельных регионах приводит к росту потребления металла и, следовательно, повышению цен, а застой является причиной увеличения запасов на складах и снижения цен на алюминий.

Наряду с алюминием современная промышленность широко использует и другие легкие металлы, прежде всего титан.