Станции грузовых канатных дорог по назначению классифицируют на погрузочные; разгрузочные; угловые; проходные; узловые.
Погрузочная станция – это отправной пункт, представляющий собой наземное сооружение, в котором размещаются:
жесткий рельсовый путь (на него переходят вагонетки на станции);
выключатель, обеспечивающий отсоединение разгруженных вагонеток от тягового каната;
устройство для замедления движения вагонеток перед погрузкой (рельсовый путь с подъемом или тормозные шины);
устройство для принудительного продвижения отключенных вагонеток по рельсовому пути;
бункеры, дозаторы, питатели – устройства для накопления груза на станции и дозированной загрузки вагонеток;
устройство для разгона загруженных вагонеток до скорости тягового каната (наклонная горка или батарея футерованных роликов);
включатель, обеспечивающий автоматическое подсоединение вагонеток к тяговому канату.
Разгрузочная станция – это конечный пункт грузовых канатных дорог, где происходит разгрузка. Здесь разгруженные вагонетки обходят вокруг обводного шкива и возвращаются к выходной части станции, затем отключаются от конвейера (или вспомогательного каната), подключаются к тяговому канату и уходят на линию.
Угловые станции устанавливают в пунктах поворота трассы: если на станции не установлены привод или натяжное устройство, то она работает автоматически, т.е. вагонетки проходят ее, не отключаясь от тягового каната.
Проходные станции устанавливают в местах сопряжения приводных участков грузовых канатных дорог большой длины, имеющих несколько приводов: вагонетки отключаются от тягового каната и движутся по рельсовому пути по инерции в сторону включателя, который подключает их к тяговому канату другого приводного участка дороги.
Узловые станции устанавливают в местах разветвления линии грузовой канатной дороги, примыкания к ней другой дороги или пересечения нескольких дорог: стрелки рельсовых путей переводятся автоматически с пульта управления по сигналу концевых выключателей, установленных на тележках вагонеток.
Защитные сооружения. К защитным сооружениям относятся предохранительные сети (рис. 9.12) и мосты (рис.9.13), ограждающие пространство от возможного падения груза из вагонетки или самой вагонетки в случае аварии.
Рис. 9.12 Предохранительная сеть:
1 – башмак; 2 – каркас из бортовых канатов; 3 – сетевые канаты;
4 – поперечины; 5 - якорное устройство
Основными параметрами подвесных канатных дорог являются:
длина канатных дорог не ограничена, т.к. дорогу можно образовывать из многих последовательно соединяемых самостоятельных секций;
уклон трассы не более 30°;
производительность грузовых канатных дорог достигает 600т/ч;
грузоподъемность вагонеток 2–3 т;
скорость движения вагонеток на линии до 3,2 м/с;
пропускная способность пассажирских подвесных канатных дорог 2000–3000 чел./ч.
Рис. 9.13 Предохранительный мост:
1 – пролетное строение; 2 – настил; 3 – пружинные опоры; 4 – линейная опора
Основными расчетными нагрузками подвесных канатных дорог являются:
натяжение в сбегающей ветви тягового каната;
натяжение в набегающей ветви тягового каната;
силы сопротивления движению на характерных участках трассы загруженной и холостой ветвей: прямолинейных, наклонных; участках поворота на канатоведущем и обводных шкивах, на роликовой батарее и т.д.